ЖУРНАЛ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новости Текущий выпуск Избранное Архив Français Deutsch English עברית Español


Оглавление Голландия Осень 2008 - Тишрей 5769

Редакция
    • Слово редактора

Рош а-Шана 5769
    • Вера и Жизнь

Политика
    • Куда делись левые?

Интервью
    • Оборона и сдерживание

Исследование
    • Опасно!
    • Биотерроризм
    • Веяния прошлого

Репортаж
    • Защитная стена

Экономика
    •  Шекель – камо грядеши?

Медицина
    • Избежать шрамов

Голландия
    • Иерусалим-Гаага
    • Эсунога
    • Библиотекa Эц Хаим Монтецион
    • Бейт Хаим
    • Отторжение и притяжение
    • Федерация Еврейских общин Голландии
    • Рош-Пина и Маймонид
    • Холандсе сикабурх
    • Мати-Майера
    • Бория Лауфер
    • Вчера, сегодня и завтра
    • A.F.C Аякс
    • Душа и тело
    • Sinai centrum
    • От сердца к сердцу
    • Еврейский музей

Преступление и н
    • Слежка

Этика иудаизма
    • Когда можно опустить руки?

Хроники истории
    • Октябрь - исторические события

E-mail this article...
Федерация Еврейских общин Голландии

Рубен Вайс Фото Бат-Шевы Зюсман

Роланд Ш. Зюсман
Бурная жизнь еврейской общины Голландии была прервана в самом расцвете. Первыми евреями, поселившимися в Голландии, били изгнанники из Испании, а спустя 350 лет евреи этой страны были истреблены нацистами. История голландского еврейства не очень типична для Европы - в отличие от большинства стран Старого Света, евреи в Голландии еще с XVII века жили как равноправные граждане, и их община занимала видное положение в экономике и культуре страны.
Протестантская церковь, являющаяся государственной религией Голландии, была возмущена тем, что государство предоставляет евреям столь широкую свободу вероисповедания. Церковь настаивала, что полной свободой религии в стране может пользоваться только протестантство. Но протесты клира не очень впечатляли власти, считавшие, что евреи, в силу их огромной экономической роли, должны пользоваться всей полнотой прав. Для регламентации этого вопроса в 1619 году было решено издать эдикт о свободе вероисповедания. Евреям Амстердама предоставлялись все свободы, но не в качестве граждан, а в качестве свободных предпринимателей (с некоторыми ограничениями). Отдельные города переняли опыт Амстердама, а другие предоставили евреям всю полноту прав. В результате этого революционного шага, евреи могли заниматься своими делами без всяких помех. Внутренние еврейские дела решались Общиной, пользовавшейся полуавтономным статусом, руководство которой избиралось самими членами общины. Судебные тяжбы решались еврейским религиозным судом («Бейт дин»), вопросы просвещения тоже решались самой общиной.
Сегодня в Голландии сохранилось лишь слабое подобие того, что представляла собой цветущая еврейская община до войны. В 1940 году здесь жили 140 тысяч евреев, из них 34 тысячи – беженцы из других стран Европы– Австрии, Германии, Чехии, спасавшиеся от нацистов.
2 октября 1942 года 12.296 евреев были депортированы в лагеря смерти. В 1946 году в Голландии насчитывалось всего 30 тысяч евреев – менее 20 процентов довоенной численности. Еврейская жизнь современной Голландии является прямым следствием трагедии Катастрофы. Хотя еврейская община страны разбросана по двенадцати округам, можно с уверенностью утверждать, что практически вся еврейская жизнь сосредоточена в Амстердаме и его пригородах. С организационной точки зрения еврейская община разделена на две части: NIK (Нидерландская конгрегация исраилитов) объединяет все еврейские общины Голландии, а CJO (Координационный еврейский комитет) объединяет все еврейские организации страны. Эта же инстанция представляет евреев перед официальными властями, ведет борьбу с антисемитизмом, с диффамацией против Израиля и т.п. Организация также отвечает за все сферы еврейской жизни, за исключением религиозных аспектов - кошерный забой скота, захоронения и т.д.
Общинный центр находится в самом сердце Амстердама в престижном районе вилл, поражающем своей ухоженностью. В этом районе проживает большинство евреев города. Здесь мы и встретились с г-ном Рубеном Вайсом, генеральным секретарем NIK и CJO, и попросили его рассказать, как устроена жизнь голландской еврейской общины.

Расскажите, пожалуйста, как устроена NIK.

Наша главная задача – обеспечивать решение таких вопросов как финансирование, строительство и т.д. Мы помогаем в решение как формальных, так и религиозных вопросов. У NIK также есть свой раввин. Каждая община имеет свою структуру и сама решает, что ей нужно. Мы помогаем общинам проводить выборы главы, раввина, строить монументы жертвам Катастрофы и т.д. Мы также помогаем наладить контакты с государственной и местной администрацией – дело вовсе не такое очевидное, как может показаться на первый взгляд. У нас также есть отдел, разрабатывающий учебные пособия для детей, не занимающихся в еврейских школах, как, например, для детей, не живущих в Амстердаме и его пригородах. Это примерно 300 еврейских детей, которые каждое воскресенье посещают уроки в Талмуд-Торе. В лучшем случае они получают два часа занятий в неделю, а иногда и всего по два раза в месяц.
Чтобы сохранить еврейское просвещение, нам необходимы учителя и учебники. Профессиональные учителя не берутся за эту работу, занятость раз в неделю - это далеко не полная ставка. Уроки соглашаются давать несколько наших раввинов. Есть у нас и лекторы, не имеющие профессиональной подготовки. Поэтому нам приходится разрабатывать учебный материал, служащий подспорьем как лекторам, так и детям, он призван заинтересовать их и побудить заниматься еврейскими предметами не только по воскресеньям. Мы достигли столь впечатляющего успеха, что удостоились Госпремии Израиля за вклад в еврейское образование в диаспоре.
Наши специалисты готовят учебные материалы, отвечающие педагогическим стандартам Голландии. Это очень важно, ведь, получая этот материал, наши ученики точно знают, где и как искать нужную информацию, что от них потребует преподаватель. Все точно рассчитано и упорядочено – иллюстрации, таблицы, распределение материала по главам и страницам, даже классификация шрифтов. Тематика наших учебников самая разнообразная – от недельного раздела Торы до общих вопросов еврейской истории, значения кошерной пищи, еврейских праздников и т.д. Кроме того, мы самостоятельно переводим религиозную литературу на голландский язык. Нам приходится делать это самим, так как больше этим никто не занимается. Мы уже издали переводы молитвенника, Мишны (базовый свод Талмуда), галахического свода «Шульхан арух». Эти издания очень популярны и успешно продаются. Недавно мы издали красочный Свиток Пурима для детей, стилизованный нами под настоящий ритуальный Свиток Эстер. На каждой странице есть оригинальный текст на иврите и рядом – колонка с пояснениями и иллюстрациями на доступном детям живом голландском языке.
Другой важной сферой нашей работы является уход за 250 надгробными памятниками, представляющими историческую ценность и разбросанными по всей стране. Среди них - очень крупные, достигающие 60 метров в высоту. Дело это нелегкое, но мы не можем их закрыть. Эти кладбища разбросаны по всей Голландии, в отдаленных районах, в которых уже нет ни одного еврея. В Голландии закон запрещает закрывать кладбища, если их земля пригодна для захоронений. Мы держим на ставке работника, разъезжающего по всей стране и ухаживающего за этими могилами и надгробьями. Муниципалитеты помогают тем, что четыре раза в году подстригают траву. Мы очень стараемся поддерживать надгробья и захоронения в порядке, устанавливаем ограды, чтобы кому-нибудь не пришло в голову начать строить на месте могил жилье…
Мы знаем, что в странах Восточной Европы и в Германии идут споры по поводу принадлежности территории еврейских кладбищ. А в Голландии каждое закрытое кладбище принадлежит NIK. Кроме того, на юге страны есть кладбище, принадлежащее еврейской общине Антверпена, и так как они официально не вправе ухаживать за ним, это делаем мы.

Каков по Вашему уровень антисемитизма в Голландии?

Каждое вредное для нас новшество проистекает не от нас, но расплачиваемся за его последствия мы. Сейчас вот возникла проблема со «шхитой» (кошерным забоем скота). Мы оказались в центре полемики, хотя традиционный еврейский способ забоя скота вовсе не доставляет излишних мучений животным. Забой производится очень быстро, опытными людьми, годами делающими свое дело. В отличие от «халаля» - забоя скота, принятого у мусульман. Сейчас в Голландии хотят принять закон, по которому животное перед кошерным забоем будет усыплено. Конечно, для нас это неприемлемо, ведь те три тысячи евреев, которые употребляют в пищу исключительно кошерное мясо, к такому мясу не притронутся. Да и евреи, которых кошерность пищи особо не волнует, будут ущемлены этим новшеством, ведь оно очень напоминает ограничения, введенные нацистами во время оккупации (хотя, конечно, причины и обстоятельства совсем иные). Мы оказались в довольно нетипичной для Голландии ситуации, но она оказывает влияние на все Европейское сообщество. Есть и очень крикливая неонацистская группировка, вовсю восхваляющая Гитлера и проклинающая евреев. Хотя группировка совсем крошечная, нельзя закрывать на нее глаза. Это одна из обязанностей нашей общины – предостеречь всех граждан об опасности, исходящей от таких вот группировок. Еврейские организации несколько раз публично осуждали эту группировку, но в Голландии существует абсолютная свобода самовыражения, и каждый вправе расхаживать в нацистской форме. Но я считаю главным источником антисемитизма в Голландии антиизраильские настроения, и мы ведем борьбу и на этом фронте.

Расскажите подробнее о том, как у вас решается проблема кошерной пищи?

Функции Главного раввината Голландии весьма разнообразны, но проблеме кошерности мы уделяем особое внимание. Кроме вопросов кошерного забоя скота, есть еще один аспект, которому уделяется меньшее внимание, но он очень важен. В Голландии прекрасно развита собственная пищевая промышленность. Поэтому, чтобы импортировать продукты питания из Израиля или Северной Америки, необходимо решить ряд бюрократических проблем и, конечно, заручиться удостоверением их кошерности. И мы командируем наших раввинов, чтобы они проверяли партии отгружаемых нам продуктов. Мы также проверяем кошерность продуктов, поставляемых из Китая. Еще одна забота раввината – постоянно растущее число разводов. До войны в Амстердаме на 80 тысяч евреев приходилось 4-5 разводов в году, а теперь на 20 тысяч евреев – 25-30 разводов ежегодно. Главный раввинат Голландии вынужден приспосабливаться к реальности, характерной не только для нашей страны, но и для всей Европы и порожденной, видимо, полным равноправием женщин. Очень многие женщины отказываются получать развод по еврейским правилам, а законы иудаизма запрещают принуждать их к этому.

Кашрут

Мы также побеседовали с раввином Эдди Маарсеномю. Он, в частности, сказал нам:
«Все проблемы вроде кошерности и разводов можно решить тихо и спокойно. Для нас самая серьезная проблема – смешанные браки, а таких у нас - самый высокий процент во всей Северной Европе. Серьезные проблемы возникают, когда люди, родившие детей в таких браках, требуют записать их в еврейские школы или в члены общины, или похоронить по еврейскому обряду. В таких случаях нам приходится проявлять решимость и дипломатичность одновременно, и наша принципиальная позиция далеко не всегда понятна широкой общественности».




Contacts
Redaction: edition@shalom-magazine.com   |  Advertising: advert@shalom-magazine.com
Webmaster: webmaster@shalom-magazine.com

© S.A. 2004