ЖУРНАЛ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новости Текущий выпуск Избранное Архив Français Deutsch English עברית Español


Оглавление Голландия Осень 2008 - Тишрей 5769

Редакция
    • Слово редактора

Рош а-Шана 5769
    • Вера и Жизнь

Политика
    • Куда делись левые?

Интервью
    • Оборона и сдерживание

Исследование
    • Опасно!
    • Биотерроризм
    • Веяния прошлого

Репортаж
    • Защитная стена

Экономика
    •  Шекель – камо грядеши?

Медицина
    • Избежать шрамов

Голландия
    • Иерусалим-Гаага
    • Эсунога
    • Библиотекa Эц Хаим Монтецион
    • Бейт Хаим
    • Отторжение и притяжение
    • Федерация Еврейских общин Голландии
    • Рош-Пина и Маймонид
    • Холандсе сикабурх
    • Мати-Майера
    • Бория Лауфер
    • Вчера, сегодня и завтра
    • A.F.C Аякс
    • Душа и тело
    • Sinai centrum
    • От сердца к сердцу
    • Еврейский музей

Преступление и н
    • Слежка

Этика иудаизма
    • Когда можно опустить руки?

Хроники истории
    • Октябрь - исторические события

E-mail this article...
Рош-Пина и Маймонид

ЦВИ МАРКУЖОВЕР Фото Бат-Шевы Зюсман

Роланд Ш. Зусман
Где бы мы ни оказывались, будь то Йоханнесбург, Москва или Баку, мы обязательно посещаем еврейские школы. На сей раз мы посетили еврейскую школу в Амстердаме. Она называется «Рош Пина» и именно здесь взращено новое поколение лидеров еврейской общины. Школа основана в том же году, что и Государство Израиль, а потому недавно отметила свой 60-й день рождения. Посетителя этой школы с первого взгляда поражают внушительные масштабы классных комнат, рекреаций, спортивного и актового зала, других помещений. Нас здесь тепло встретил раввин ЦВИ МАРКУЖОВЕР – директор школы «Рош-Пина – РАМБАМ»

Какова структура системы еврейского образования в Амстердаме?

Всего школ в городе три. Одна – ультраортодоксальная, называется «Хадар». Две другие – общеобразовательные. В первой, именуемой «Рош Пина», учатся дети в возрасте от 4 до 12 лет, в средней школе (она называется «РАМБАМ») – парни и девушки в возрасте от 12 до 18 лет. У нас также есть ясли и детсад. Этой системой дети охвачены со дня рождения и до четырех лет. Чтобы ухаживать за младенцами, мы прибегли к помощи специализирующейся на этом фирмы. Ясли очень важны, поскольку многие молодые мамы в Голландии работают. Мы надеемся, что малыши, ходящие в наши ясли и садик, поступят потом в нашу школьную систему и проучатся в ней до получения аттестата зрелости. В настоящее время в начальной школе обучаются триста детей, в средней – 150, в садике и яслях – шестьдесят малышей. Таким образом, всего нашей системой охвачено около 500 детей и подростков. Школа «Рош Пина» основана четыре года назад при содействии правительства Голландии. Сейчас в разгаре строительство нового здания средней школы - старое уже слишком тесно. Мы надеемся, что уже в следующем году новое школьное здание откроется. Не скрою, открытие и содержание еврейской школы – очень непростое дело, как в плане организационном и финансовом, так и в плане идеологическом.
Еврейская школа в Голландии была открыта еще в 1875 году, но только после Второй мировой войны стало возможным открыть еврейские школы, программа обучения которых была бы утверждена министерством просвещения страны. Наша школьная программа полностью соответствует программам здешних общеобразовательных школ, наши выпускники сдают те же экзамены на аттестат, что и ученики любой школы Голландии. Выдаваемый нашей школой аттестат зрелости позволяет поступить в любой ВУЗ. Но вдобавок к общеобразовательной программе, в наших школах ежедневно проводятся по одному уроку иудаизма и иврита. Выпускники вправе сдавать по этим дисциплинам экзамены, и их результаты засчитываются в аттестате зрелости. К сожалению, лишь немногие ученики пользуются такой возможностью.
Когда я сам учился в этой школе, уровень преподавания иврита в ней был не очень высок, зато сейчас наши ученики говорят на иврите очень прилично. Это – одна из главных задач нашей школы.

Из каких социальных групп приходят ваши ученики?

Мы принимаем исключительно детей, считающихся галахическими евреями, или прошедшие гиюр по Галахе. Исключения из этого правила не допускаются. В Голландии нашу школу называют «школой чумазых», так как большинство учеников – дети иммигрантов из России и Израиля. Это очень затрудняет нашу работу в организационном плане. К примеру, дети, приехавшие из Израиля, по понятным причинам не нуждаются в наших уроках иврита. Зато детям из России эти уроки нужны. Кроме того, есть проблема столкновение менталитетов, ведь голландский, российский и израильский менталитеты сильно рознятся. Тут необходимо некое единое сплачивающее начало. Найти его не так просто, как кажется, ведь большинство наших ребят не говорят по-голландски.
Как бы то ни было, самой серьезной проблемой общины мы считаем смешанные браки. Очень многие еврейские девушки выходят замуж за голландцев. Как правило, эти браки довольно быстро распадаются, что создает массу проблем, прежде всего, для детей, которые сильнее всего страдают от развода родителей. Проблемы этих детей особо остро проявляются в их поведении в школе, поэтому мы уделяем повышенное внимание каждому ребенку.
Голландские власти выделяют финансирование каждой школе в зависимости от количества учеников. Мы, разумеется, получаем финансирование на основании тех же критериев, и потому решать проблемы социального, психологического и других планов нам приходится самостоятельно. Не говоря уже о финансировании уроков иврита, иудаизма и обеспечении безопасности школы.
Важно понимать, что в Голландии родители участвуют в финансировании школы, где учатся их дети, исключительно на добровольных началах. Иными словами, существует закон, запрещающий облагать родителей обязательными «поборами» на обучение их детей. Это – прямая производная голландского менталитета. Правительство обязано обеспечивать граждан всем, включая социальную помощь, образование и т.п. Мы просим по 675 евро ежегодно на каждого ученика, но этих денег нам не хватает, и нам придется повысить эту сумму до 800 евро.

Детей в школе кормят?

Буфета в школе нет, и готовить обеды для школьников мы не можем, поэтому мы просим их приносить еду с собой. В Голландии, в отличие от Франции, Швейцарии или Германии, принято есть за обедом холодную пищу, поэтому наши дети не очень отклоняются от местных обычаев, удовлетворяясь за обедом бутербродами. Чтобы не создавать проблем с кашрутом, мы разрешаем приносить только молочные продукты.

Каков процент еврейских детей, учащихся в еврейских школах?

Как я уже говорил, проблема смешанных браков у нас, как и везде, стоит весьма остро. Детей от таких браков родители не очень-то стремятся отдавать в еврейские школы. Они говорят, что дети, мол, станут мракобесами, ограниченными и т.п. Я решительно отвергаю подобные разговоры, и сам могу служить опровержением. Я окончил еврейскую школу, потом получил высшее образование в Голландии и во Франции. Я всю жизнь проработал с евреями, но я прекрасно интегрирован в голландское общество. Впрочем, отговорки найдутся всегда. Поэтому перейду к ответу на Ваш вопрос. От 70 до 80 процентов еврейских детей Амстердама охвачены нашей системой образования. Если же брать всех евреев Голландии, то речь идет о 40—50 процентах. Мы считаем, что сейчас в Голландии живут от 35 до 40 тысяч евреев, в том числе, несколько сот израильтян. По самым оптимистическим прикидкам, около 20 процентов от этого числа принимают участие в жизни еврейской общины. Большинство живет в Амстердаме и его пригородах, остальные разбросаны по всей стране. Все друг друга прекрасно знают, эти люди постоянно общаются друг с другом. Я вот взялся руководить школой всего на год… и вот, я ее директор уже четвертый год подряд.

Каким Вам видится будущее школы?

Несомненно, перспективы ее развития напрямую связаны с тем, какими путями будет развиваться голландская еврейская община. Я считаю, что если в ближайшие годы тенденция ассимиляции и безразличия евреев к своей общине решительно не изменится, еврейская община окажется в очень тяжелой ситуации. Одним из важных параметров, по которым я оцениваю перспективы общины, для меня служит количество синагог и их посещаемость. Ведь именно это отражает степень готовности евреев прилагать усилия к развитию религиозной жизни. Если синагоги пустуют, значит, местные евреи безразличны к еврейству и, соответственно, к Израилю. Речь идет не о религиозных чувствах индивидуума, а о состоянии самой общины.
Синагога – важнейший центр любой еврейской общины. Однако важно и то, насколько охотно родители посылают своих детей в еврейскую школу. У нас есть немало детей, родители которых абсолютно безразличны к еврейству, а детей отдали сюда потому, что мы считаемся хорошей школой, уделяем внимание каждому ученику, и школа надежно охраняется – здесь нет проблем ни с хулиганством, ни с наркотиками... Могу сказать, что уже сейчас заметны результаты повального безразличия родителей к их еврейству. К примеру, стало трудно найти желающих стать членами родительского комитета, приложить хоть какие-то усилия ради школы, в которой учатся их дети.

Вы говорили, что дети у вас изучают иврит и иудаизм. А ведется ли сионистское воспитание?

По сути, нет. Впрочем, в нашей программе уделяется значительное внимание сионизму. Мы, например, широко отмечаем День Независимости Израиля - повсюду развеваются израильские флаги, вывешиваются красочные транспаранты... Но сионистского воспитания как такового мы не ведем. Скажу больше: даже преподавание еврейской религии у нас не очень-то серьезно, хотя при школе есть великолепная синагога, созданная в сугубо образовательных целях - научить детей порядку молитв, тому, что делается в синагогах в разные дни. Но, скажем, к Бар-Мицве, наши ученики готовятся вне школьной программы, родители делают это частным образом. Думаю, ситуация, в которой мы находимся сейчас, отвечает на Ваш вопрос о перспективах на будущее. Не стоит забывать также и то, что в наше время люди склонны возвращаться к корням. Поэтому нельзя исключать и того, что спустя какое-то время количество наших учеников значительно возрастет.

Contacts
Redaction: edition@shalom-magazine.com   |  Advertising: advert@shalom-magazine.com
Webmaster: webmaster@shalom-magazine.com

© S.A. 2004