ЖУРНАЛ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новости Текущий выпуск Избранное Архив Français Deutsch English עברית Español


Оглавление Испания Весна 2006 - Песах 5766

Угол зрения
    • Реалии Ближнего Востока

Песах 5766
    • Свобода и ответственность

Политика
    • Односторонний мираж

Интервью
    • Национальная безопасность
    • Смелость и настойчивость
    • Иудаизм и перфекционизм

Иудея-Самария
    • Хроника одного переселения

Аналитика
    • Возрождение халифата
    • Мультикультурализм и антисемитизм
    • Cлишком поздно?

Репортаж
    • Азиатский слон, рождённый в Иерусалиме

Наука
    • Укол без иглы
    • Следы подозреваемых

Искусство
    • Музей Менахема Бегина
    • Монпарнас

Испания
    • Иерусалим и Мадрид
    • Испания и евреи
    • Еврейская община Мадрида
    • Евреи и баски
    • Евреи и современная литература
    • Эстер Бендахан
    • Испанский музей

Этика иудаизма
    • Казнить нельзя помиловать
    • Условия фундаментального брака

Хроники истории
    • Апрельские события

E-mail this article...
Иерусалим и Мадрид

Виктор Харель

Рональд Ш.Зусман
Иерусалим и Мадрид – ретроспектива последнего двадцатилетия
1948-1986


На сей раз, совершая кругосветное путешествие, мы твердо решили остановиться в Испании. Это решение не было спонтанным, оно имело логичную и даже рациональную причину – 20-я годовщина установления дипломатических отношений между Испанией и Израилем.
Мой собеседник – Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Испании г-н ВИКТОР ХАРЕЛЬ, занимающий этот пост последние пять лет.


- Хотелось бы понять, что же все-таки происходило между 1948 годом, когда было создано Государство Израиль, и 1896-м, когда Испания решила установить дипломатические отношения с Еврейским государством?

- В принципе, ничего особенного не происходило. Единственный израильский голос, звучавший в те годы в Испании, принадлежал израильскому дипломату Шмуэлю Адасу, который, используя свои прекрасные отношения с большей частью испанских СМИ, рекламировал и пропагандировал Израиль как только мог и, безусловно, сыграл очень важную роль в формировании позитивного имиджа Израиля в глазах рядовых испанцев, взрыхлив почву для дальнейшего установления дипотношений.
Безусловно, следует также отметить добрую волю тогдашнего министра финансов Испании г-на Энрико Барона Криспо, который в сотрудничестве с государственной авиакомпанией "Эль-Аль" предпринял первый шаг на пути сближения двух государств, открыв регулярную прямую авиалинию. Мадрид - Тель-Авив. Разумеется, свой вклад внес и ряд крупных испанских фирм, которые еще до установления дипломатических отношений имели налаженные связи со своими израильскими коллегами по бизнесу. Именно крупные испанские бизнесмены активно лоббировали на законодательном уровне необходимость дипотношений между двумя государствами, как бы подталкивая испанское правительство к осуществлению решающего шага...

- И, тем не менее, как бы Вы объяснили тот факт, что Испания решилась на обмен послами с Израилем только через 38 лет после возникновения Еврейского государства?

- В самом начале это было связано с категорической позицией самого Иерусалима, не желавшего никаких дипломатических и прочих контактов с режимом генерала Франко, запятнавшего себя союзническими связями с Гитлером и выступавшего в годы Второй мировой войны против стран антигитлеровской коалиции.
Позднее Израиль уже сам предпринял несколько попыток к установлению формальных отношений с Испаний, однако на сей раз против выступили как политические круги Испании, так и видные представители делового мира. Полагаю, одной из причин были тесные политические и экономические связи Испании с рядом мусульманских государств. Негативную роль сыграла также позиция сопредельного с Испанией королевства Марокко, находившегося в очень непростых отношениях с Израилем.
Как мы видим, Испания уже в те далекие годы опасалась обострения исламского экстремизма, спровоцировать которое могло сближение Мадрида и Иерусалима.
Впрочем, со временем Испания, достаточно хорошо разобравшаяся в политических тонкостях политики арабских государств Северной Африки, поняла: угрозы мусульманских государств ответить на сближение Испании с Израилем резким обострением экстремизма остаются всего лишь угрозами. Что, собственно, и подтвердил дальнейших ход событий, когда, после установления дипломатических отношений с Израилем, Испания сохранила устойчивые и даже добрососедские отношения со средиземноморскими арабскими странами.


- Как развивались отношения между Израилем и Испанией после обмена посольствами?

- Отвечая на Ваш вопрос, следует четко разделить экономическое и культурное сотрудничество, одной стороны, и политические связи – с другой.
В экономическом плане Израиль – самый крупный импортер испанской продукции на Ближнем Востоке. В прошлом году Израиль закупил у Испании товаров и продукции на сумму, превышающую один миллиард евро. Мы закупаем у Испании промышленные турбины, автомобили, текстиль, фурнитуру и многое другое. В свою очередь, Израиль экспортирует на Пиренейский полуостров наукоемкие технологии, специальные пластиковые навесы для временных парников, передовые системы капельного орошения для юга Испании, где, в основном, сконцентрирована аграрная инфраструктура. Кроме того, в последнее время наблюдается интенсивное двусторонне сотрудничество и в научной сфере.
Подытоживая тему экономических связей, замечу, что объем товарооборота между Израилем и Испанией суммарно превышает объем торговли Испании с Саудовской Аравией и целым рядом других арабских государств.
На мой взгляд, также достойно смотрятся культурные связи между нашими государствами. В последние годы в еврейской общине Испании наблюдается повышенный спрос на израильское театральное и киноискусство, на выступления наших известных мастеров эстрады и танцевальных коллективов...
Ну и, конечно же, туристический обмен. Количество израильских и испанских туристов растет с каждым годом. Испанцев в Израиле неизменно привлекают библейские места, Иерусалим, мы постоянно принимаем организованные группы испанских паломников... Что же касается израильских туристов, то Испания давно уже является одной из самых привлекательных стран. Наши соотечественники охотно посещают практически все города, предлагаемые министерством туризма Испании.

- А что по поводу контактов в политической сфере?

- Здесь все намного сложнее... Я бы разделил последние двадцать лет испано-израильских политических контактов на четыре исторических периода. На первом этапе дипотношений, когда Израиль предпринял ряд мощных политических инициатив, Испания, все еще опасавшаяся негативной реакции арабского мира, оставалась весьма пассивной. Застой в отношениях продолжался в течение пяти лет, вплоть до знаменитой Мадридской конференции 1991 года, ставшей поворотным пунктом в политических отношениях Испании и Израиля. Я был пресс-секретарем израильской делегации, которую возглавлял Биньямин Нетаниягу - тогда еще заместитель министра иностранных дел в правительстве Ицхака Шамира.
В тот период Израиль получал немало предложений от ряда европейских столиц провести конференцию именно там. Однако в силу стабильных отношений Испании с арабскими государствами Израиль предпочел именно Мадрид. И этот выбор оказался верным. Во-первых, Испания получила возможность продемонстрировать всему миру уникальность своего государства, выступившего в роли своеобразного моста, готового связать христианство, мусульманство и иудаизм и заодно проявить толерантность по отношению к этническим и конфессиональным меньшинства в самой Испании.
Во-вторых, для еврейской общины Испании, никогда не имевшей представительства в законодательной и исполнительных структурах власти, Мадридская конференция стала настоящим прорывом, и община испанских евреев впервые получила законное признание правительства.
И, в-третьих, Мадридская конференция стала своеобразным прологом к последующему периоду сглаживания израильско-палестинского конфликта, который получил свое развитие в подписании Норвежских соглашений и как следствие привел к значительному повышению политического рейтинга Государства Израиль как в Испании, так и во всей Европе.
На этой волне в 1995 году нам удалось значительно укрепить экономические связи с Испанией, а также с рядом других государств Евросоюза. В результате с 1991 по 2001 годы только с Испанией мы подписали восемнадцать односторонних договоров, охватывавших самые различные сферы жизнедеятельности.
Однако начавшаяся в 2000-м году вторая интифада почти мгновенно привела к «ледниковому периоду» в наших отношениях с Испанией. Способствовала этому, в первую очередь, местная пресса, которая, в унисон с подавляющим большинством европейских СМИ, обрушила на рядового испанского обывателя самый настоящий шквал антиизраильской пропаганды. Учитывая в целом характерный для испанского общества антиамериканизм, а также союзнические отношения Еврейского государства с США, нетрудно представить себе масштабы и характер этой кампании, вызвавшей резкий протест испанцев против «экспансионистской, оккупационной политики Израиля» и сочувствие палестинцам, ставшим «жертвами израильской агрессии». В тот период со страниц ведущих испанских газет не сходило имя Ариэля Шарона и карикатуры, в которых премьер-министр Израиля представал в мундире офицера СС...
Такое положение вещей сохранялось вплоть до 2004 года, когда ситуация начала постепенно стабилизироваться.
Замечу также, что интифада «Аль-Акса», заметно подорвавшая политические связи двух государств, практически не отразилась на объеме экономических связей Испании и Израиля...

- А что именно произошло в 2004 году? Чем была вызвана стабилизация отношений между нашими странами?

- Ваш вопрос затрагивает четвертую фазу дипотношений, которая сохраняется по сей день. На данном этапе отношения между Испанией и Израилем переживают подъем. Причиной этой тенденции стала смерть Арафата, послужившая поворотным пунктом в политическом диалоге Израиля с государствами Евросоюза, и Испанией в частности. Противоречие заключалось в том, что если Евросоюз воспринимал Арафата как политика, способного достичь мира с Израилем, то в Израиле, в свою очередь, Арафата вообще не считали партнером для переговоров. И все попытки израильских политиков объяснить европейскому сообществу деструктивную сущность ныне покойного лидера ПА, натыкались на стену непонимания.
Когда же Арафата не стало, европейцы сразу почувствовали возможность реанимации мирного процесса на Ближнем Востоке.
Еще одним фактором, способствовавшим подъему испано-израильских связей, стала серия террористических актов в Мадриде и Лондоне. Постепенно до европейцев стали доходить масштабы деятельности исламских террористических структур и истинное положение вещей на Ближнем Востоке, где Израиль вынужден в одиночку противостоять фанатизму исламского террора. Нападки на Израиль в средствах массовой информации стали более редкими и постепенно перешли в более спокойное, дипломатическое русло.
Хочу особенно выделить конструктивную роль в процессе постепенно сближения наших стран министра иностранных дел Испании Мигеля Моратиноса. Этот человек прекрасно разбирается в тонкостях ближневосточного конфликта, что неудивительно, если учесть, что Моратинос в течение шести лет жил в Иерусалиме, видел Израиль в период кровавых терактов, лично посещал раненых в больницах...
Мигель Моратинос искренне заинтересован в укреплении дипломатических отношений с Израилем, причем не в ущерб тем семнадцати арабским государствам, с которыми Испания имеет дипотношения...

- Прослеживается ли тенденция потепления в отношениях между двумя государства в средствах массовой информации Испании?

- Полагаю, что да. Следует понять, что сегодняшний образ Израиля разительно отличается от вчерашнего, который испанские СМИ нещадно критиковали. Это, в общем-то, закономерно: эскалация интифад постепенно сошла на нет, а Ариэль Шарон, к удивлению многих, стал "человеком мира". Иными словами, одностороннее размежевание принесло Израилю на европейской политической арене весомые политические очки. Тем не менее, я отдаю себе отчет в том, что ситуация в любую минуту может измениться, и потому стараюсь использовать в своей работе благоприятную для Израиля ситуацию до того момента, пока это представляется возможным...

- 14 марта 2004 года к власти в Испании пришли левые социал-радикалы. История показывает, что всякий раз, когда к власти в каком-либо государстве Европы приходят политики ультралевого толка, отношения с Израилем автоматически становятся напряженными. Можно ли утверждать, что приход к власти в Испании правительства Родригеса Запатеро стал приятным исключением?

- Предыдущее правительство уделяло много внимания проблеме Ирака, пыталось вникнуть в этические и нравственные нюансы поведения союзников, в то время как в Израиле войны с Ираком воспринимались, как простое уравнение с одним неизвестным.
Сегодня же все, что касается внешней политики Европы, решается в Брюсселе. Следует объективно признать, что иракская проблема стала для Евросоюза той самой "фарфоровой чашкой", которая дала трещину. Примерно то же самое можно сказать и об отношении Брюсселя к ближневосточному конфликту. Тем не менее, пока портфель министра иностранных дел Испании находится в руках г-на Моратиноса, у нас остается возможность конструктивного диалога.
Что же касается президента г-на Запатеро, то лично у меня на сей счет хорошие предчувствия. Запатеро лоялен к Израилю и заинтересован в продолжении мирного процесса в регионе. В ходе наших приватных встреч он не раз говорил, что хочет посетить Израиль. Пока же в его рабочем графике уже запланирован ряд официальных встреч с высокопоставленными израильскими представителями...

- Посол Израиля в странах диаспоры - явление всегда специфическое. Профессионализм такого посла оценивается не только по его успехам на дипломатическом поприще, но и качеством взаимоотношений с местной еврейской общиной. Каковы Ваши отношения с общиной испанских евреев?

- Прежде всего отмечу, что, по сравнению с другими государствами Европы, еврейская община Испании немногочисленна, зато в плане соблюдения еврейских традиций и праздников очень консервативна. Отсюда, кстати, и весьма незначительный объем репатриации в Израиль. Еврейская община живет компактно, в крупных городах Испании, неподалеку друг от друга и, как правило, вблизи от синагог. Вместе мы проводим огромную работу, направленную на искоренение антисемитизма в испанском обществе, который в Испании проявляется, скорее, как антиизраилизм.
Хотел бы в этой связи привести курьезный пример, связанный с публикацией романа Джана Б.Кулла, ставшего в Испании бестселлером. Эта книга, в основу которой была положена Катастрофа европейского еврейства, была впервые издана в Барселоне, по инициативе министра образования Каталонии. Курьез же заключается в том, что, популяризируя эту книгу в учебных заведениях Каталонии, министру образования пришлось объяснять школьникам, что такое концлагеря, в которых заживо сжигались евреи. Правда, при этом министр образования стыдливо умолчал о союзничестве Франко с фашистами...

- Ваши отношения с еврейской молодежью?

- В своем большинстве еврейская молодежь Испании, если мы, к примеру, говорим о студентах, – это территория, закрытая для израильских дипломатов. Посещение израильским послом любого университета на территории Испании может запросто вылиться в кровопролитные стычки между еврейскими студентами и их испанскими однокашниками. Конечно же, мне не раз доводилось встречаться с молодыми еврейскими интеллектуалами и лидерами студенческих движений. Но только в частном порядке, за пределами университетов.

- И в заключение, что Вы можете сказать о прошлом, настоящем и будущем дипломатических отношений Израиля и Испании?

- Эти отношения знали периоды заката, застоя и расцвета. На сегодняшний день я бы их определил, как отношения, переживающие серьезный и качественный подъем. Как посла меня это, естественно, не может не радовать...

Contacts
Redaction: edition@shalom-magazine.com   |  Advertising: advert@shalom-magazine.com
Webmaster: webmaster@shalom-magazine.com

© S.A. 2004