Одной из самых важных задач спецслужб большинства государств Запада является предотвращение террористической деятельности. Когда мы пытаемся представить себе, о каких, собственно, методах борьбы с террором идёт речь, то первое, что приходит в голову, - это вооруженные до зубов «коммандос», элитные подразделения по борьбе с террором, «кроты», засылаемые в стан террористов и т.д. и т.п. Впрочем, все это только предположения досужего обывателя. Но есть факт, известный всем без исключения: страшная опасность, каковой является сегодня международный терроризм, вынуждает все мировые спецслужбы находиться в состоянии повышенной боеготовности.
В последнее время резко ужесточились методы контроля в аэропортах, что, естественно, не могло не повлиять на качество обслуживания пассажиров. Так, например, сегодня граждане Евросоюза, не желающие часами простаивать в аэропортах в ожидании, когда же завершится набившая оскомину проверка, предпочитают путешествовать поездами или на личном автотранспорте. Неповоротливость и порой доходящая до абсурда дотошность служб безопасности аэропортов, как правило, превращает обычный полёт в изнурительное испытание. Характерно, что именно это обстоятельство стало причиной финансового краха ряда новых международных авиалиний.
Трагические события 11 сентября 2001 года стали толчком к возникновению в развитых странах мира ранее не существовавшей концепции обеспечения безопасности в городском транспорте и на территории крупных социально-коммерческих объектов. Непрерывная череда террористических акций последних четырёх лет изменила критерии работы служб безопасности, которые были вынуждены сконцентрировать главное внимание на охране общественного сектора и аэропортов. Общеизвестно, что главным и, увы, наиболее действенным оружием современных террористов является взрывчатка, даже незначительное количество которой поражает огромную площадь. Наглядным доказательством служит взрыв в лондонском метрополитене в июле 2005 года, когда пластиковая взрывчатка ручной сборки, весившая не более десяти килограммов, привела к многочисленным людским жертвам и колоссальному материальному ущербу.
Специализирующаяся на производстве высокотехнологичных изделий израильская компания "Trace Guard technologies inc." выпустила не так давно на рынок особый детектор, позволяющий при проверке различать в багаже пассажиров как опасные, так и совершенно безвредные с точки зрения безопасности вещества.
Для того чтобы понять принципы работы этого детектора, мы встретились с бывшим генеральным директором государственной компании «Таасия авирит» («Военная промышленность Израиля»), а ныне менеджером компании "Trace Guard technologies inc", г-ном Эхудом Ганани.
- Не могли бы Вы более подробно рассказать о технологии Trace Guard?
- Общеизвестно, что у террора длинные руки. Кровавые вылазки террористов происходят сегодня даже в таких относительно спокойных местах, как остров Бали, Москва, Дели, Лондон, Амман... Я уже не говорю о чуть ли не ежедневных терактах в Ираке, где от начинённых взрывчаткой автомобилей гибнут сотни людей. Израиль пользуется заслуженной репутацией ведущего в мире специалиста по борьбе с террором. К нам постоянно приезжают делегации офицеров безопасности, высокопоставленные лица, непосредственно занимающиеся сферой государственной безопасности. Их интересуют передовые израильские технологии вооружения и охранные системы раннего обнаружения взрывчатых веществ. Во всём, что касается сбора оперативной информации, я приведу вам пример стандартных вопросов, задаваемых пассажирам сотрудниками служб безопасности аэропортов. Десять лет назад Израиль был единственным государством в мире, практиковавшим стандартные вопросы типа: «Кто паковал ваш чемодан?» или «Получали ли вы от кого-то подарки?» и т.д.
Постоянная угроза террора подтолкнула нас к идее разработки передовых технологий, позволяющих предотвращать те или иные экстремальные ситуации. На сегодняшний день в Израиле работают 150 фирм, специализирующихся на системах безопасности в общественном секторе и охране частного имущества. Общеизвестно, что Израиль лидирует в сфере передовых технологий безопасности. В биржевом индексе высоких технологий (НАСДАК) акции израильских фирм котируются наравне с американскими и канадскими. Мы горды тем, что и наша компания, "Trace Guard", присутствует в котировке НАСДАК под кодовым названием TCGD.OB.
- Бытует мнение, что технологии израильских компаний «Start up» являются одними из самых передовых в мире. Наряду с этим многие финансовые эксперты полагают, что неверно выстроенная ценовая политика препятствует продвижению продуктов израильского хай-тека на мировом рынке. Так ли это на самом деле?
- Это не совсем так. На израильском рынке есть группа "игроков", обладающих большим опытом работы в области высоких технологий. Они представляют коммерческие структуры, специализирующиеся в сфере наукоемких технологий и прекрасно разбираются в международных деловых отношениях. Мы хорошо понимаем, что цикл коммерческой сделки включает в себя не только продажу продукта, но и такие существенные факторы, как финансовое обоснование проекта, а также маркетинговое зондирование рынка на предмет изучения имеющегося спроса. Кроме того, мы берём в расчёт конкурентоспособность промышленной ниши того государства, которое делает у нас заказ. Именно поэтому мы стараемся выходить на мировые рынки через прямое сотрудничество...
- Вернёмся к разговору о Вашей компании. Хотелось бы услышать, какими разработками Вы занимаетесь?
- Прежде чем перейти к преимуществам нашего продукта, мне необходимо объяснить вам несколько вещей. Как известно, случаи взрывов самолётов в воздушном пространстве или в пределах международных аэропортов не происходят ежедневно. Это факт только подтверждает наличие негласного договора, существующего между различными террористическими организациями, которые в подобного рода терактах пока не заинтересованы.
В начале 2005 года в Женеве прошла международная конференция, посвящённая теме безопасности гражданских авиарейсов. В ходе конференции впервые была оглашена информация о том, как незадолго до теракта 11 сентября организация «Аль-Кайда» планировала осуществить одновременно восемь терактов над территорией Атлантического океана и не привела этот чудовищный план в действие только потому, что в ее распоряжении просто не оказалось восьми пилотов-самоубийц. Что, впрочем, не помешало четверке других пилотов-фанатиков кровавыми буквами вписать свои имена в историю 11 сентября.
Ещё один аспект, который необходимо взять в расчет, касается тотальной коммерциализации пассажирских авиалиний, произошедшей за последние пятьдесят лет. Судите сами: каких-то полвека назад авиауслугами ежегодно пользовались около девяти миллионов пассажиров, а уже в 2005 году этот показатель возрос до двух миллиардов! Эта проблема касается перегруженности не только пассажирских, но и грузовых авиалиний. Характерно, что транспортировка 35 процентов грузов осуществляется пассажирскими авиалиниями, и только треть перевозится грузовыми рейсами. Таким образом, покупая авиабилет, мы в большинстве случаев даже не имеем представления о том, что находится в грузовом отсеке самолета, в котором мы летим. Мало того, представители авиалиний даже не считают нужным сообщить нам об этом.
По статистике, только 2-3 процента груза, перевозимого на пассажирских авиалиниях, подвергаются проверке служб безопасности аэропортов. Оставшийся груз, если использовать профессиональный жаргон, проверяется по принципу "known shipper», то есть, в переводе на русский: «отправляющий хорошо известен". Иными словами, не проверяется вообще. С 2005 года вошло в силу новое законодательство, предписывающее полную прозрачность отправителя грузов и ежегодные проверки грузовых отсеков самолётов. Но, между нами говоря, это не может помешать г-ну Бен Ладену и его людям протащить на борт самолёта бомбу с часовым механизмом. С другой стороны, не будем забывать, что 85 процентов контрабанды наркотиков также осуществляется посредством пассажирских авиалиний. Для того чтобы лучше представить принцип работы нашей технологии, приведу знакомую из жизни сцену. Как вам известно, во время прохождения контроля безопасности ваша ручная кладь подвергается рентген-досмотру. По статистике, только одно из трёх багажных мест, проходящих по ленте конвейера, подвергается дополнительной проверке через так называемую щётку, которая прочёсывает вашу кладь изнутри и снаружи. Данные, «считываемые» щеткой, поступают на компьютер, который и сообщает нам о наличии в багаже взрывчатых веществ. По сути, у любого террориста, намеривающегося осуществить теракт, в багаже с взрывчаткой находятся её микрочастицы, которые тут же считываются этой щеткой. Микрочастицы могут быть рассеяны по всему багажу террориста, как с внутренней, так и с внешней стороны. Важно, чтобы вы поняли: только через аэропорты США ежегодно проходят до 1,25 миллиарда пассажиров. Каждое прохождение контроля безопасности обходится владельцам аэропорта в среднем в четыре доллара на пассажира, и из этой суммы три доллара 20 центов расходуются на проверку его ручной клади. Добавьте к этому фактор времени - очередь, в которой каждый пассажир простаивает в среднем около трёх минут. Неудивительно, что госдепартамент США, особенно после событий 11 сентября, по-настоящему оценил важность контроля над безопасностью в аэропортах и специально выделил на эти цели только в 2005 году 50 миллиардов долларов.
Сегодня аэропорты, морские порты, общественный и коммерческий сектор должны быть защищены специализированной системой контроля безопасности, адаптированной в соответствии со степенью риска в конкретном месте. Данная статья расходов, как правило, в федеральный бюджет США не закладывается. Поэтому нередко финансовое обеспечение таких проектов осуществляется за счет налогообложения коммерческих фирм. И вот здесь-то и начинается борьба за право получить государственный заказ на поставку охранных систем. Образно выражаясь, конкурентная схватка идет за каждый взрывпакет. Давайте всё же начнём описание процесса контроля с ручной клади. Нынешние проверки безопасности аэропортов носят дорогостоящий, затяжной и, как ни странно, весьма поверхностный характер. Предлагаемая нами альтернатива позволяет технологически автоматизировать, удешевить и ускорить процесс прохождения контроля, делая его во много раз эффективней. Не менее важно, что прохождение контроля с помощью нашей технологии не требует присутствия человека, который, как вы сами понимаете, от ошибок не застрахован...
- Как Вам удалось это сделать?
- Принцип работы нашей технологии в чем-то напоминает рентген-контроль в аэропортах. Разница в том, что в случае применения нашей диагностики, багаж пассажира покрывается специальным герметичным пластиковым мешком. Далее включается пылесос, который затягивает в себя всю находящуюся на поверхности багажа микропыль и с помощью электронного микроскопа определяет наличие или отсутствие в багаже наркотических или взрывчатых средств. Иными словами, не раскрывая багаж и не вороша ручную кладь, мы способны мгновенно определить наличие подозрительного вещества.
Тот же самый процесс применим к проверке автомобилей, чемоданов и больших грузовых площадей. Наша технология позволяет обнаружить в посылке весом две с половиной тонны микроскопическое количество материала, площадью не более подушечки человеческого пальца. Вся операция занимает менее 20 секунд. Специфика нашей технологии такова, что она может быть установлена внутри уже действующих систем контроля. Безусловно, полностью заменить человека наша технология не может. Наилучший способ борьбы с террором - это, по-прежнему, контакт между людьми, а не машинами, которые, в отличие от человека, все ещё не способны оперативно анализировать ситуацию и принимать мгновенное решение. И всё же сам принцип автоматизации процесса, заложенный в наше изобретение, позволяет сократить персонал службы безопасности аэропорта с семи до трех человек.
- Можно ли назвать Вашу технологию универсальной?
- Я же упомянул способ контроля за ручной кладью. Но это, как вы понимаете, далеко не всё! Наш патент может быть применим к проверке контейнеров в морских портах, сельскохозяйственной грузовой тары, при входе в тюрьмы, школы, а также при поиске наркотиков. В начале декабря 2005 года одна из израильских компаний потеряла ценный груз сои стоимостью три с половиной миллиона шекелей. Причиной послужила маленькая коробка с прогнившей соей, которая испортила всю партию, находившуюся в контейнере. Недавно к нам обратился пищевой гигант "Нестле". Его специалисты по контролю за качеством продукции заинтересовались нашей технологией для проверки партий орехов и какао, которые концерн закупает в Южной Америке, а затем экспортирует в Евросоюз.
- Собираетесь ли Вы осуществить какие-то доработки в Вашей технологии?
- В данный момент наши маркетологи заняты установкой технологии контроля при входе в гостиницы, кинотеатры, музеи и другие места массового скопления людей. Только затем мы намерены установить "Trace Guard" в местах контроля над автомобилями. Принцип проверки автомобиля прост и удобен. В момент, когда водитель сидит в машине, наша система проверяет днище автомобиля на наличие опасных микрочастиц, состоящих из взрывчатых или наркотических веществ. Также заинтересовалось нашей технологией Министерство обороны США, решившее использовать ее для проверки автомобилей в Ираке, где чуть ли не ежедневно происходят взрывы.
Во всем, что касается морской транспортировки различных грузов из мусульманских стран, наличие системы контроля типа "Trace Guard" сегодня широко востребовано во всём мире. В своих разработках мы также предусмотрели идею установки внутри контейнера так называемого "чёрного ящика", который находится в нём на всём протяжении транспортировки, вплоть до прибытия. После прибытия "чёрный ящик" проходит спектральный анализ нашей диагностической системы на наличие в контейнере опасных взрывчатых или наркотических веществ. Если таковые имеются, контейнер немедленно изолируется от других вплоть до окончания проверки.
В заключение я могу лишь сказать, что борьба с террором находится в самом начале своего пути. Террористические организации постоянно совершенствуют свои методы и технику, приводящую к массовым поражениям. Арсенал террористов по-настоящему изощрен и включает в себя все возможные средства поражения, от взрывчатки большого радиуса действия до использования высокотоксичных веществ, как это произошло в США во время эпидемии "антракса". Напомню, что тогда террористы разослали в конвертах разным адресатам порошок с вирусоносителем...
В самое ближайшее время технология "Trace Guard" будет запущена в эксплуатацию. Важно отметить, что исследование и разработка "Trace Guard" будет и дальше вестись в Израиле, а производство - осуществляться различными концернами по всему миру.
|