На протяжении длительного периода своей истории Европа рассматривала евреев как некое абстрактное понятие чего-то неведомого, "иного", не вписывающегося в привычные рамки. Такой подход достаточно полно отражал идеологию восприятия еврейства христианской цивилизацией Старого света, на века создавшей клише Вечного жида - подрывающего основы любого общества безродного космополита, вынужденного перемещаться с места на место, дабы везде, где окажется, сеять смуту, неповиновение и ересь. Столь нелестная характеристика еврейского народа стала определяющей в сознании европейцев и, похоже, с незначительными поправками, сохранившая актуальность и в наши дни.
Тем временем сионизм видел единственный путь, способный положить конец бесправному существованию евреев в галуте, в создании сплочённого и независимого Еврейского государства. Но даже после того как мечта сионистов стала явью, даже спустя 58 лет после создания Государства Израиль и 60 лет после Катастрофы европейского еврейства, иудеи, как и в далеком историческом прошлом, самим фактом своего существования продолжают вызывать во всех уголках земной цивилизации мощные волны антисемитизма. На протяжении столетий суть юдофобии не меняется, формулируя свою главную цель, как очищение мира от любой формы еврейской государственности (Judenstaatrein).
На Ближнем Востоке, где политические процессы ХХ века естественным образом трансформировали классический антисемитизм в современный антиизраилизм, евреи воспринимаются 300-миллионным арабским населением «врагом №1», в лучшем случае - чужаками.
Весьма схожую с арабами позицию начиная с 2000-го года заняли государства Евросоюза, всячески делегитимируя, а подчас и просто демонизируя Израиль. Почему это происходит? Продиктовано ли такое отношение геополитическими амбициями и экономическими интересами Старого света, или же враждебность европейцев к евреям уходит корнями в историю? Что именно так решительно и бескомпромиссно настраивает Европу против современного Израиля: историческая приверженность к стереотипу Вечного жида, или, быть может, речь уже идет о новой, политической, трактовке современной «империи зла», которую в глазах европейцев воплощает собой Еврейское государство?
Оставаясь стойким последователем последней версии, я, тем не менее, не нахожу вразумительного объяснения такому явлению, как европейское мультикультурное сообщество. Я не могу объяснить, как могло случиться, что на просторах Европы – самой цивилизованной и культурной части планеты, государства которой свято поклоняются идеалам демократии и решительно осуждают любое проявление расизма и автократии, всё чаще и чаще слышны откровенно антиизраильские и антисемитские настроения? Не слишком ли мы наивны, списывая все это на очаги интифады, откровенную симпатию Европы к палестинцам и не сходящие со страниц европейских СМИ вот уже сорок лет «оккупированные территории»? Быть может, главная причина совершенно в ином? К примеру, в экономических последствиях глобализации, повлекших беспрецедентный по масштабам наплыв из Северной Африки, а также Дальнего и Ближнего Востока миллионов авантюристов и неудачников, буквально захлестнувший Европу?
Когда Евросоюз заявляет о себе, как некоем мультикультурном сообществе свыше трех десятков государств, формальности в таком заявлении куда больше, нежели истины. И, в самом деле, если отвлечься от туристских утех и созерцания курортов французской Ривьеры, каналов Венеции или горнолыжных трасс Давоса, то можно увидеть совершенно иную Европу – раздираемую межэтническими разборками, пораженную расовыми предрассудками, оголтелой ксенофобией и самым примитивным антисемитизмом, неуклюже завуалированным под «борьбу с израильской оккупацией».
И в этой связи возникает вопрос: есть ли хоть какая-либо логика в том, как Европа, с одной стороны, пытается увековечить в сознании своих граждан страшную трагедию Катастрофы мирового еврейства, а с другой - сравнивает уничтожение нацистами шести миллионов евреев со «зверствами» Израиля в отношении «угнетенных» палестинцев? Иными словами, по нынешней шкале европейских ценностей, вчерашние жертвы геноцида, создавшие свое государство, чтобы не допустить повторения Катастрофы, - это современные расисты, виновные в преступлениях против человечности!
Этот чудовищный по своему цинизму посыл, увы, отнюдь не нов. Он активно тиражируется и пропагандируется средствами массовой информации, методично и последовательно – день за днем, час за часом - формируя в сознании просвещенных и законопослушных граждан Старого света образ нового врага, главного виновника политической нестабильности в мире и источника всех бед цивилизации – сионистского Израиля! Знакомые интонации, не правда ли? Просто современная Европа уже не рассуждает вслух об опасности Вечного жида, мы же не антисемиты, в конце концов! А вот Израиль – это уже совсем другое дело...
Как правило, в целом характерный для Европы антисемитизм неизменно поддерживался и подогревался публичными акциями и политической риторикой праворадикальных, неонацистских и откровенно фашистских организаций, неизменно отстаивавших консервативные ценности общества. Такое положение существовало еще до Катастрофы европейского еврейства.
В отличие от радикальных кругов, представители либеральных политических течений в современной Европе стоят на защите прогрессивных принципов современного общества, активно ратуют за соблюдение демократии, гневно осуждают расизм, нарушение прав человека, дискриминацию женщин, преследование сексуальных меньшинств... Парадокс, однако, заключается в том, что сегодня очень трудно определить, какое же из двух политических крыльев современных европейских обществ – левое или правое – в большей степени влияет на рост антисемитизма. Правые радикалы и неофашисты, которые, как и во времена Гитлера, продолжают пугать человечество «мировым еврейским заговором» и алчностью «жидовских плутократов», или представители леволиберальных кругов Европы, демонстративно не видящих различий между политикой Израиля и, к примеру, экспансионизмом Северной Кореи или Южно-Африканским апартеидом? Что опаснее: откровенно фашистские лозунги правых или высокопарная риторика левых либералов, рассуждающих о гражданских правах, мультикультурном обществе и идейном универсализме?
И, что самое поразительное, все эти высокие слова о демократии, правах человека, торжестве социальной справедливости, праве каждого народа защищать свою независимость отнюдь не мешают европейским либералам новой волны и богобоязненным христианским фундаменталистам оправдывать геноцид евреев в годы Второй мировой войны, сравнивать ЦАХАЛ с чудовищной по своей жестокости структурой, убивающей невинных палестинских детей, выдвигать теории об очередном жидо-масонском заговоре, рассматривать существование Израиля как прямое следствие дьявольского влияния еврейского лобби на Конгресс США, открыто обвинять евреев в причастности к трагическим событиям 11 сентября 2001 года, к войне в Ираке и даже к серии террористических актов, потрясших недавно ряд европейских государств...
Основными производителями и «экспортерами» этих сказок и мифов нередко становятся интеллектуалы европейского мейнстрима - журналисты, леворадикальные политики и антиглобалисты, готовые на каждом углу клясться, что они ни в коем случае не расисты и не антисемиты.
В последнее время западноевропейский мейнстрим активно «раскручивает» новую версию: оказывается, антиизраильские настроения в Европе являются не чем иным, как результатом целенаправленных манипуляций... правительства Израиля, пытающегося столь своеобразным способом отвести от себя критику мирового сообщества! Эта версия весьма популярна в левых европейских кругах, представители которых утверждают, что стоят на принципиальных антирасистских позициях, хотя на самом деле предпринимают недюжинные усилия по дискредитации и ослаблению позиций Израиля в международных кругах... Их отрицание расизма сводится к внешне респектабельному уровню академических конференций, на которых Израиль клеймят позором за нарушение прав палестинцев. Альтернативные версии на таких научных форумах, как правило, не рассматриваются...
По правде говоря, во многом виноваты евреи диаспоры и сами израильтяне, довольно часто закрывающие глаза на опасность, которую представляет собой исламский антисемитизм. Стоит ли после этого удивляться, что в среде особо "продвинутых" еврейских интеллектуалов Европы нередко можно встретить и тех, кто оправдывает действия "Исламского джихада" и шахидов?
Еще один поразительный феномен: даже после организованной исламскими фанатиками серии кровавых террористически актов в Лондоне и Мадриде, жестоко пробудивших европейцев от пацифистской спячки, Евросоюз по-прежнему упорно не желает смотреть реальности в лицо, предпочитая винить во всех бедах американо-израильскую «ось зла». Не случайно, самые «заезженные» герои европейских карикатуристов – это Джордж Буш и Ариэль Шарон. Европейские СМИ однозначно ставят знак равенства между американским военным присутствием в Ираке и израильским присутствием на территориях Иудеи и Самарии. В этой связи настораживает даже не столько предвзятость европейцев, сколько их стойкая приверженность стереотипам. Складывается такое ощущение, что в коллективной памяти европейцев Израиль останется агрессором даже после того, как вернет палестинцам все оккупированные территории. Увы, Израиль по-прежнему остаётся для европейцев "плохим государством", а его граждане, соответственно, «плохими людьми». И, наоборот, «хорошие люди» - это те, кто осуждает сионизм и подвергает сомнению право Израиля защищать своих граждан от угрозы террора.
Активно поддерживая арабов во всем, что имеет хоть какое-либо отношение к ближневосточным проблемам, Европа не только потакает исламскому тоталитаризму, она реально рискует стать в недалеком будущем жертвой тотальной исламизации европейского сообщества.
Но вернемся к европейскому антисемитизму. Как я уже говорил, с начала 2000 года его масштабы стали принимать устрашающий размах. Характерно, что происходит все это на фоне серьезной озабоченности интеллектуальных кругов самим фактом резкого падения уровня культуры в подавляющем большинстве государств Старого света. Европейская элита резко критикует превращение мирового очага культуры в общество массового потребления, требует решительных мер для возрождения утраченного культурного генофонда и предупреждает: в случае бездействия эту нишу вновь займут... евреи!
Увы, аргументы европейских интеллектуалов строятся на классических постулатах антисемитизма, в соответствии с которыми евреи не поддаются ассимиляции, а их уникальная способность интегрироваться в любое общество грозит культуре Запада полной иудаизацией. Европейские антисемиты без устали напоминают, что такие понятия, как либерализм, капитализм, секуляризм, социализм, порнография, культурный авангард, психоанализ, марксизм, являются порождением «еврейского интеллектуального засилья». Увы, даже в просвещенном XXI веке это чудовищное предубеждение продолжает действовать на сознание основной массы европейцев.
Приходится с величайшим сожалением констатировать: практически во всем, что связано с евреями и Еврейским государством, страны Евросоюза, вступившие, по заявлениям его лидеров, в эпоху "социально-экономического прогресса и культурной интеграции", продолжают пребывать в плену средневековых клише и суеверий. В то же время Европа щедро финансирует и поддерживает исламских фундаменталистов, не только отказывающихся принимать западноевропейскую культуру, но и делающих все, чтобы ее уничтожить.
И, наконец, несколько слов о концепции мультикультурализма, которая, по идее, оставляет евреям своеобразную нишу для выживания в новых реалиях нынешней Европы. В этой связи хотелось бы понять: каковы последствия дальнейшего расширения географии Евросоюза и его влияния на национальное самосознание, политику и культуру европейцев? Смогут ли французы, англичане, немцы, итальянцы, бельгийцы, голландцы, испанцы, другие народы сохранить присущие им национальные особенности, традиции, культуру, если, с одной стороны, им угрожает «ползучая исламизация», а с другой – пугающие темпы глобализации? Полагаю, смогут. Но только в том случае, если мультикультурализм, как часть новой европейской реальности, приведет к постепенному исчезновению национальных предрассудков и религиозной нетерпимости. В идеальной перспективе в мультикультурном пространстве Европы не могут существовать такие позорные явления, как расизм и антисемитизм. Но это – именно в идеальной перспективе...
Профессор Роберт С.Вистрих - ректор кафедры истории Еврейского университета, руководитель международного Центра «Видал Сассон» по изучению антисемитизма, а также автор серии всемирно известных трудов, ставших бестселлерами в научном мире: "Антисемитизм: нескончаемая ненависть" (Пантеон, 1991), "Ницше, крестный отец фашизма?" (Принстон, 2002), "Гитлеровская Европа и Катастрофа" (Михаэль Альбин, 2005)
|