Горские евреи традиционно занимались земледелием, огородничеством, садоводством и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, табак. Они были главными на Кавказе производителями естественного красителя – марены.
Но в начале 19 века начинаются притеснения в пользовании землей. Горские евреи постепенно превращаются из владельцев земли в ее арендаторов. Однако и арендная плата для них все возрастала и, в конце концов, стала для многих непосильной. Все это было вызвано, в первую очередь, соперничеством местных земледельцев с "пришлыми".
Горские евреи начинают работать на чужой земле в качестве поденщиков, а некоторые либо занялись мелкой торговлей, либо подались в города, где все больше и больше появляется необходимость в рабочей силе. Одни стали работать на рыбных промыслах на Каспийском побережье в таких городах, как Хачмас, Худат, Дербент, а к концу 19 века многие стали постепенно перебираться в Баку. Как известно, уже в 1847 году в Баку была пробурена первая в России нефтяная скважина, и начинается промышленная разработка нефтяных месторождений. Наличие рабочих мест, возможность реализовать себя способствовало притоку сюда представителей различных национальностей. Если до 1830 года в Баку проживало 2154 жителя, и 26 из них были евреями, а в 1870 году было всего 50 евреев (как горских, так и ашкеназских), то с началом развития нефтяной промышленности к 1897 году здесь проживает 2340 евреев, и к 1913 году их было уже 9689 человек, или 4,5 % населения города. Сюда приезжают в поисках заработка евреи из черты оседлости России, в первую очередь, инженеры учителя, врачи, адвокаты. В 1910 году в Баку была построена центральная хоральная синагога. Горские евреи поселяются в Баку недалеко друг от друга, создаются еврейские кварталы. В 1919 году открывается синагога ширванских горских евреев, и вскоре появляются синагоги горских евреев в пригородном нефтяном поселке Сабунчи и в Торговом переулке г. Баку.
Зажиточных торговцев было сравнительно немного. Так, например, на Торговой улице в центре Баку открылись магазины, хозяевами которых были братья Хаим-Миши Йов Меир и Данил Йов Меир. Основная же масса прибывающих в Баку горских евреев Азербайджана состояла из разорившихся земледельцев, превратившихся здесь в чернорабочих. К этому времени можно отнести и установление более тесных контактов между горскими евреями и прибывшими в Баку их единоверцев – евреев-ашкенази. Начинает развиваться интеллектуальная жизнь.
После свержения царизма в России в Баку создается Еврейский народный университет, руководимый сионистами из Национального еврейского совета Азербайджана. Среди учащихся этого университета были и представители горско-еврейской общины Баку, которых в Баку к этому времени было более 2000 человек. Лекции о горских евреях читал замечательный просветитель Феликс Шапиро – автор первого иврит-русского словаря. Основным очагом культуры для горских евреев становится клуб им. Ильяева. В этом клубе был организован кружок для ликвидации неграмотности, проводились культурные мероприятия на родном горско-еврейском языке. После установления советской власти (28 апреля 1920 г.) начинается проведение в жизнь мероприятий по дальнейшему повышению культурного уровня горских евреев. Открываются школы с преподаванием на родном языке, в ВУЗах Баку, Москвы, Ростова и др. центральных городах России выделяются места для горско-еврейской молодежи для внеконкурсного поступления. Создается первый костяк горско-еврейской интеллигенции. Основную роль в этом процессе сыграли практические мероприятия после двух (1927 и 1929 г.г.) Всесоюзных съездов по культурному строительству среди горских евреев, проживающих в СССР. Решениями этих съездов был принят легкий для обучения письменности алфавит, фонетически соответствующий горско-еврейскому языку, выделены средства для выпуска учебников и газет, для детей из малообеспеченных семей, для материальной поддержки студенческой молодежи, открылись производственные курсы для приобретения профессий девушек и женщин из среды горских евреев. Проведением этих мероприятий в жизнь занимались первые активисты выходцы из Кубы Яков Агарунов, Натан Соломонов, Рафаил Агарунов и др.
В исторически короткий срок этот угнетенный в течение веков, бесправный и абсолютно неграмотный народ всего за полтора десятилетия специально выработанными для него мероприятиями был поднят до уровня передовых народов страны. Горские евреи приобрели свою письменность, стали выпускать учебники на своем языке, художественную литературу и периодическую газету. Появились свои врачи, писатели, ученые, руководители производств. Среди первых представителей горско-еврейской интеллигенции, получивших образование благодаря установленным льготам в первой половине 20 века следует назвать: врачи Рива Ханукаева, Сасун Гуршумов, ученые Ильханон Шаулов, Леонид Лазарев, финансовые работники Гилил Гуршумов, Мухоил Якубов, кадровые военные Зоволун Якубов и многие другие.
Евреи вносили свой вклад в развитии науки, культуры и искусство Азербайджана. Следует назвать имена первых активистов тех лет из среды горских евреев Баку. Это – деятели культуры Яков Агарунов, Симанду Аширов, Борис Зарбаилов, Яков Ильягуев, журналисты, поэты и писатели Рахамим Рувинов, Лазарь Лазарев, Авадья Авдьяев, Исхок Хануков, деятели науки Ильханон Шаулов, Мардахай Абрамов, Шабатай Шабатаев, Ширин Рувинов и многие другие.
Горские евреи Баку становятся активными участниками становления нефтяной и газовой промышленности Азербайджана. Среди них наиболее значительной фигурой стал выходец из Красной Слободы Яков Агарунов (1907-1992), возглавивший в 1939 году руководство нефтяной промышленности Баку. До этого Яков Агарунов принимал активное участие в проведение в жизнь решений по повышению грамотности родного народа. Он был назначен главным редактором республиканской газеты "Коммунист" на горско-еврейском языке и одновременно заместителем директора Азербайджанского Государственного издательства по выпуску горско-еврейской литературы. О том, какими путями совершался процесс становления горско-еврейской интеллигенции, Яков Агарунов изложил в книге своих воспоминаний под названием "Большая судьба маленького народа" (1995 г.). Руководство республики, учитывая недюжинные организаторские способности этого молодого человека, выдвигает его на должность секретаря бакинской партийной организации по нефтяной промышленности. В этот период, в 1940 году, Баку дает рекордную добычу нефти – 23, 5 млн. тонн. Сотни представителей Красной Слободы наравне с представителями других народов Азербайджана участвуют в разработке нефтяных месторождений. Десятки из них награждены орденами и медалями Советского Союза. А в тяжелые годы войны с фашистской Германией, когда над Баку нависла угроза оккупации, Яков Агарунов назначается руководителем нефтяной промышленности "Второго Баку" в восточных районах СССР. С ним вместе выезжают на разработки новых месторождений 10.000 бакинских нефтяников, в том числе и передовики производства из горских евреев. Эпопею становления нефтяной промышленности страны в военные годы Яков Агарунов описал в своей книге "Нефть и Победа" (1992).
В послевоенные годы горско-еврейская община Баку насчитывает более 20 тыс. человек. Это – рабочие и работники торговли и высокообразованная современная городская интеллигенция, принимающая самое активное участие в политической, экономической, культурной и производственной жизни республики. О жизни и деятельности горских евреев Азербайджана в эти годы подробно изложено в книге "Горские евреи Кубы" Хананила Абрамова, бывшего директора Кубинского отделения государственного архива республики.
К настоящему времени, в связи с массовым выездом на свою историческую родину, в Баку остается не более 6 тыс. горских евреев. Они продолжают сохранять свои традиции, свои духовные ценности, и одновременно принимать активное участие в жизни республики Азербайджан.
|