На первый взгляд, все то же. Тот же праздник Песах. Но только на первый взгляд.
Пасхальный Седер, маца, накрытый стол, семья вокруг него – все традиции и правила этого праздника скрупулезно повторяются из года в год в каждой еврейской семье уже более тысячелетия. Да, Пасхальный Седер проводится с некоторыми отличиями в Тегеране и Минске, в Касабланке и Бруклине, но основные элементы те же везде. Текст Пасхальной Агады, повествующей об Исходе из Египта везде и всегда одинаков. Конечно, тут и там могут быть различия в отдельных словах и фразах, а традиционное меню пасхального стола в разных странах может варьироваться в зависимости от особенностей местной кухни. Так спрашивается, зачем из года в год повторять один и тот же текст и проводить одни и те же ритуалы?
А потому, что не было еще двух одинаковых Песахов, потому, что каждый из них уникален. С каждым годом коренным образом меняется все – окружение, атмосфера, ожидания, надежды, чаяния. Чтобы понять, в какой атмосфере проходил Песах 2007 года в Иерусалиме, мы встретились с Главным сефардским раввином Израиля («Первым во Сионе» - «Ришон ле-Цион») 59-летним Шломо-Моше Амаром.
40 лет, на Песах 1967 года, произнося в завершение Седара традиционное пожелание «В следующем году – в Иерусалиме», никто в мире не мог предположить, что уже на следующий год эти слова сбудутся для евреев Израиля, что Иерусалим будет объединен под израильским суверенитетом, что его святыни будут открыты и доступны для всех. Каким в свете этого должен стать Песах 2007 года?
Как Вы, конечно, знаете, Песах символизирует наше освобождение. Но речь идет не только о конкретном освобождении из рабства произошедшем когда-то в истории. Речь идет и о конкретных событиях в жизни каждого еврея, происходящим с ним в каждом году. Наши мудрецы сформулировали это так: «В Песах мы были освобождены, в Песах же мы обретем свободу вновь». О каком новом обретении свободы говорят наши мудрецы? О том, о чем мы и не догадываемся, о последствиях наших действий, которые невозможно спрогнозировать. Чтобы пояснить свою мысль, прибегну к примеру из рассказа об Исходе из Египта.
Когда евреи уже ушли из Египта, египтяне собрали армию и бросились в погоню за нашими праотцами. Когда египтяне их настигли, перед ними встал страшный выбор: либо утонуть в пучине Красного моря, либо погибнуть под мечами и копытами лошадей египтян. Фараон был настолько убежден в своей победе, что сказал приближенным: «Говорю я: врага настигну, поражу и добычу поделю; пресыщу душу свою им, иступлю о него меч, завладею им рукой своею» (Шмот [в русской традиции Исход] 15:9). В общем, положение евреев было абсолютно безнадежно, но мы знаем, что произошло дальше: Всевышний раздвинул перед евреями воды Красного моря. Сегодня мы оказались в аналогичной ситуации – мы окружены со всех сторон злым и исполненным решимости нас уничтожить врагом, но мы будем молиться и надеяться на избавление – либо посредством чудес, подобных описанным в Торе, либо каким-то иным способом, но в любом случае мы не теряем надежды, и источник ее остается с нами. Евреи, выходящие из Египта, тоже не могли предполагать, что избавление придет таким вот способом, и потому они в отчаянии возопили, а Моше (Моисей) им сказал: «И сказал Моше народу: не бойтесь, встаньте и узрите, какое избавление Господь явит вам ныне; ибо Египет, который вы зрите сейчас, никогда больше не увидите» (Шмот, 14:13).
Мысль Моше была предельно ясна: хотя положение кажется абсолютно безвыходным, никогда нельзя терять веры. Молитесь, не теряйте присутствия духа и верьте в то, что Бог поможет. Так и произошло, и описано это такими словами: «И спас Господь в тот день Израиль от руки египтян; и узрел Израиль погибель Египта у моря» (Шмот, 30:14). Это еще раз иллюстрирует сказанное: мы нередко оказываемся в ситуациях, кажущихся нам безнадежными. Нам может казаться, что все возможности исчерпаны, что ничего не получается и не получится, но все равно нельзя терять надежды. Именно таким было ощущение в канун Шестидневной войны. Наши враги были уверены, что с легкостью растопчут крошечный и беззащитный Израиль. Их фразеология была почти идентична той, что пользовался фараон, настигший евреев у моря. И поглядите, что из этого получилось. Все вышло с точностью до наоборот, и не только Израиль, но и весь мир стал свидетелем того, как Всевышний спас евреев и помог им освободить Иерусалим. И теперь положение кажется почти безвыходным: наши враги извне что ни день заявляют о своем стремлении нас уничтожить, но у нас хватает и внутренних врагов, да и сами мы не очень-то ладим друг с другом.
Так откуда же взяться надежде сегодня?
Источник ее не меняется, и то, что сказал Моше сынам Израиля, когда те оказались прижаты к морю, сегодня актуально как никогда. Поэтому, в свете сказанного выше, я убежден, что в этом году в Песах мы должны посвятить все свои помысли тем из нас, кому приходится особенно тяжело. Я понимаю, что для того, чтобы стабилизировать экономику, правительство было вынуждено урезать ассигнования и на социальные нужды и уверен, что в долгосрочной перспективе необходимость этих мер станет очевидной всем и что они принесут свои плоды. Но сейчас мы наблюдаем нездоровую тенденцию: богаты становятся еще богаче, а бедные – все более нищают, и это может очень плохо сказаться на всем нашем обществе. Это касается и просвещения: если мы не обеспечим каждому школьнику возможность получить нормальное образование, аттестат зрелости, то наши дети, не получив необходимое, собьются с пути. Я считаю, что в этот Песах мы все должны ощутить свои обязательства по отношению к тем, кому приходится хуже всех, кто уже не может о себе позаботиться. Мы должны распахнуть свои сердца для щедрости и милосердия по отношению к ним.
Верно, что на общенациональном уровне Всевышний протягивает людям руку помощи так, что никто и не чаял ее получить и поэтому я согласен, что и каждый из нас на личном уровне не вправе сидеть сложа руки и должен стараться помочь своим ближним, чем только может. На общенациональном уровне мы совсем недавно пережили очень тяжелое время, огромная часть нашего народа почти целый месяц провела в убежищах. Какие уроки мы должны извлечь в этот Песах из этих печальных событий?
В то тяжкое время мы получили очень много нелицеприятных уроков и, в частности, нам, что называется, прищемили хвост, который мы так нескромно распушили. Мы уж было решили, что можем разбрасываться своими территориями, потому что, якобы, стали очень сильными. И вот, в одночасье все переменилось, и треть населения страны оказалась вынужденной укрываться в бомбоубежищах. Нас научили также тому, что всегда, в каждый момент очень важно проверять самих себя, вдумываться, насколько готовы наши воины и наш народ к новым испытаниям. Но были и положительные уроки. Мы в который уже раз проявили национальную сплоченность, выказали перед лицом общей угрозы умение поступаться нашими мелочными разногласиями и прекращать личные дрязги. Переходя же непосредственно к празднику Песах, скажу, что мы в очередной раз оказались в тяжелой ситуации, и обратились с молитвой к Всевышнему. Даже те из нас, кто считают себя не верующими, каждый по своему обращался к Нему со своей личной молитвой. И в этой войне, как и во многих войнах, которые мы пережили с 1948 года, Бог не оставил нас своей помощью. Он всегда щедро помогал нам и выручал наше государство и его сердце в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Не будем забывать, как долго и основательно вооружался и готовился враг, но несмотря на это Иерусалим не пострадал. Поэтому в Песах нам следует обратить свои сердца к Всевышнему с надеждой, что он и в этом году защитит нас и явит нам чудеса, суть и значимость которых мы далеко не всегда осознаем, даже когда они вершатся у нас на глазах.
Вы говорите о неявных чудесах. Можете привести конкретный пример?
Все помнят, как в 1991 году Садам Хусейн выпустил на Израиль 39 СКАДов – а это страшное, смертоносное оружие. Но ни одна ракета не разорвалась так, чтобы принести значительные разрушения и человеческие жертвы. Помню, в 2000 году, когда я занимал пост главного раввина Тель-Авива, тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон пригласил меня к себе. На той встрече присутствовал также генерал Амос Гилад, занимавший тогда пост командира исследовательского отдела АМАНа- военной разведки. Тогда Израиль снова стоял перед реальной угрозой ракетной атаки со стороны Ирака, и они просили меня подготовить в Тель-Авиве места для массовых захоронений погибших от этих ожидаемых обстрелов. Но этой ракетной атаки так и не было. Встреча была очень продолжительной, и на выходе нас поджидала толпа журналистов. Один из них, человек умудренный опытом, спросил генерала Амоса Гилада: «Вы полагаете, что в 1991 году Израиль спасло чудо?». Генерал – человек не очень-то верующий, но это не помешало ему дать ошарашивший всех ответ: «Вне всякого сомнения!»… А затем пояснил свою мысль: «Саддам Хусейн – патологический ненавистник евреев, при этом он практически не ограничен в средствах и обладает абсолютной властью. Он годами тратил огромные усилия и готовился к осуществлению своей идеи-фикс – уничтожению Израиля. И хотя у него для этого уже были все возможности, он по необъяснимым причинам напал на Кувейт. Это и есть чудо. Ведь если бы он напал на Израиль, то ни США, ни мировое сообщество и пальцем бы не пошевелили, чтобы нам помочь, ведь у нас, в отличие от Кувейта, нефти нет!».
Это – еще одна иллюстрация тому, о чем мы говорили в контексте праздника Песах. Как я уже сказал в начале интервью, однажды произошедший в истории великий акт освобождения из Египта в разных вариациях и ситуациях повторяется ежечасно с каждым из нас. Всевышний избавляет нас от напастей везде и всегда, даже тогда, когда мы не в состоянии этого понять и оценить. Да, мы не имеем права полагаться на чудо, мы должны сами сделать все для решения наших проблем, но при этом мы твердо знаем, что сочетание силы нашей молитвы, выполнения заповеди изучения Торы и нашей щедрости создает идеальные условия для того, чтобы иметь все основания надеяться на спасение от Бога – будь то на личном, будь то на общенациональном уровне.
|