П. – казначей благотворительной организации, он помогает людям, нуждающимся в приобретении дорогостоящих лекарств или медицинского оборудования. Очень многие высоко ценят помощь, оказываемую этой организацией, некоторые даже жертвуют этой организации средства, помогая в ее благородной деятельности. П. отвечал за разумное инвестирование средств, которыми располагает организация, чтобы финансово обеспечить ее деятельность. Разумное размещение средств позволяло организации увеличивать свои фонды, и, в конце концов, инвестиционная политика потребовала от П. принять важное стратегическое решение. С одной стороны, он мог вложить средства организации в государственные облигации, что обеспечило бы ей высокую надежность вложений при относительно низкой доходности. С другой, П. мог вложить эти средства в акции частных компаний, что сулило доход, втрое превышающий инвестиции в государственные ценные бумаги. П. понимал, что несет ответственность за сохранность вверенных ему средств. Вместе с тем, увеличение прибыли от инвестиций позволило бы организации значительно расширить ее деятельность и в три раза увеличить оказание помощи нуждающимся людям. Он решил, что инвестиции в недвижимость обеспечивают достаточно высокий уровень надежности, учитывая, что в течение последних 15 лет экономическая ситуация была стабильной без каких бы то ни было признаков кризиса. Тем более, что такое вложение получало дополнительное обеспечение в виде гарантий от весьма солидных предпринимателей.
По законам иудаизма инвестирование средств, собранных из пожертвований (то есть, процесс, неподконтрольный ни жертвователям, ни, тем более, тем, кому эти пожертвования предназначаются), может быть приравнено к наследству, получаемому несовершеннолетним и нуждающемуся таким образом в опекунстве. То есть, опекун отвечает за размещение наследства, а его скончавшийся владелец и несовершеннолетний наследник не могут влиять на принятие соответствующих решений. Дилемма в таком случае сходна с той, что описана выше. Ведь опекун, дабы обеспечить законному наследнику более достойное существование, тоже может пойти при инвестировании средств на определенный риск или, наоборот, проявить консерватизм и обеспечить надежность сохранности средств без их прироста. Галаха, опираясь на талмудический текст (трактат Бава-Мци'а 70-а), устанавливает: "Некто владеет золотым ломом (что означает, что это имущество определенно его собственность - ведь при передаче денег кому-то в распоряжение они передаются исключительно в виде целых монет), а тот, кто берет это золото (в качестве обеспечения вложений) и передает взамен деньги сироты, над которыми он является опекуном, должен делать это так, чтобы избегать урона и приближаться к прибыли. Такие вложения должны снабжаться ясными признаками владельца, иначе они не могут быть взяты в качестве обеспечения".
Комментаторы этого текста Вавилонского Талмуда, опираясь на соответствующие места в Талмуде Иерусалимском, указывают, что слова "избегать урона и приближаться к прибыли" означают: если вложения сделаны человеком в здравом уме и трезвой памяти и принесут доход, то этот доход достанется сиротам. А если же вложения будут убыточными, то убыток несет исключительно вкладчик. Именно поэтому от вкладчика требуется дополнительное обеспечение вложений, чтобы в случае убытка сироты не остались ни с чем.
Обязанность распоряжаться опекаемым имуществом именно таким способам упоминается и т.н. Гаонами (ранними комментаторами пост талмудической эпохи), РАМБАМом ("Законы должника и кредитора", 4:14) и другими галахическими авторитетами (как, например, р. Йеошуа Пелек-Кац в его комментарии "Хошен мишпат" на свод "Шульхан арух" (гл.8). Целый ряд комментаторов отмечают, что вкладчик может потребовать себе часть средств в качестве обеспечения риска, который он берет на себя в случае убыточности сделанных вложений. В такой ситуации законный наследник получит меньше, но зато его капитал будет надежно сохранен. В целом сделки, опирающиеся на принцип "избегать урона и приближаться к прибыли" запрещены Галахой потому, что ТАНАХ вообще запрещает любые сделки, связанные с получением кредитором процентов с одалживаемых им средств. Подобные сделки допускаются лишь в случае распоряжения средствами несовершеннолетних наследников, или средствами благотворительных фондов ("Шульхан арух", раздел "Йоре Де'а" 160:18).
Величайший комментатор РАШИ так разъясняет соответствующее положение Вавилонского Талмуда: "Это допустимо в случае, когда человек имеет золотой лом. Если же нет, разве деньги сироты могут быть растрачены (ведь их нельзя вложить с достаточными гарантиями)?". В то же время, продолжает РАШИ, мы исходим из того, что имеем дело с человеком благоразумным и честным, заслуживающим доверия, строго соблюдающим законы Торы. Такого человека можно не ограничивать данным запретом, и вручаемые ему деньги должны передаваться в присутствии религиозного суда ("Бейт Дин"), что должно налагать на него дополнительные обязательства. РАШИ считает, что в такой ситуации допустимо определенное снижение надежности вложений, но условия сделки по принципу "избегать урона и приближаться к прибыли" допускают ситуацию, при которой гарантируется минимальная сохранность денег сироты при некотором риске для вкладчика. Если же такая сделка не совершается, сирота свободен от обязательств, накладываемых данным принципом.
Поэтому в случае с П. ситуация очевидна. Вложения благотворительных средств должны делаться с максимальными гарантиями и минимальной степенью риска, даже если это сопряжено с меньшими доходами. Если же П. отойдет от этого правила и вложит средства с меньшей степенью надежности, что принесет в конечном счете убыток благотворительному фонду, то П. будет должен возместить причиненный ущерб из своих личных средств.
*Раввин Шабтай Рапопорт руководит йешивой «Швут Исраэль» в поселении Эфрат (Гуг-Эцион) и Бейт-Мидраш («Колель») высшей школы Торы им. Людвига и Эрики Джессельсон при ун-те Бар-Илан. Среди прочего, он опубликовал под редакцией р. Моше Файнштейна двухтомник «Вопросов и ответов» и работает над базой данных по всем раввинистическим респонсам. Со своими вопросами и комментариями вы можете обращаться по электронной почте: shrap@bezeqint.net
|