Всякий раз во время нашего визита в Грузию, упоминая израильско-грузинские отношения, я слышал в ответ стереотипное: «Главным образом, они существуют в деловой сфере».
Вначале я думал, что имею дело с попытками скрыть всю правду по тем или иным соображениям безопасности. Но со временем понял, что дело обстоит именно так. Чтобы побольше узнать об этих отношениях, мы встретились с Йозой ТАВДИДИШВИЛИ, грузинским евреем, возглавляющим крупнейший в стране банк "VTB Bank (Georgia)".
Прежде чем мы перейдем к израильско-грузинским деловым отношениям, не могли бы Вы рассказать, как Вы, еврей, оказались во главе крупнейшего в Грузии банка?
Я родился в 1967 году в Кутаиси, втором по величине городе Грузии в традиционной еврейской семье. Там я окончил школу и поехал в Санкт-Петербург поступать в мединститут. От почетной обязанности службы в Советской армии мне удалось увильнуть. Затем начал изучать экономику, что и привело меня на работу в банковской сфере. Шесть лет назад меня назначили первым замом директора одного из крупнейших коммерческих банков Санкт-Петербурга. Два года назад второй по величине российский банк VTB приобрел один из крупнейших грузинских банков United Georgian Bank, и мне предложили стать директором объединенного банка в Тбилиси.
Наша деятельность ведется в двух главных направлениях: коммерческий кредит и обслуживание индивидуальных клиентов. Не думаю, что мое еврейство сыграло какую-то роль в развитии моей карьеры, в том числе, и на ее последнем этапе. Я говорю по-грузински, прекрасно знаком с местными реалиями и имею достаточные знания и опыт, чтобы руководить местным банком. Как бы то ни было, банк возглавляют четверо партнеров, двое из которых евреи.
Каковы деловые связи Израиля и Грузии?
У нашего банка нет партнеров в Израиле. Но три очень крупные израильские компании открыли у нас свои счета. Две из них занимаются инвестированием в недвижимость, а третья работает непосредственно с правительством Грузии. Цель -- обеспечение экспорта в Грузию различных товаров. Мы предоставляем этим компаниям кредиты.
Вы говорили об обслуживании индивидуальных клиентов. Есть ли у вас таковые среди израильтян?
У нас есть два вида клиентов: грузинские евреи, живущие в Грузии, и евреи, живущие в других странах.
Вы намереваетесь открыть филиал своего банка в Израиле?
Группа VTB в большей своей части контролируется правительством России, хотя в последнее время открыла ряд своих филиалов для обслуживания широкой публики. Сейчас у нее 18 представительств во всем мире. Решения об открытии новых филиалов принимаются в центральном офисе в Москве, мы тут никакого влияния не имеем.
Какими Вам видятся израильско-грузинские экономические отношения в ближайшей перспективе?
90 процентов грузинских евреев, уехавших в Израиль, сохраняют очень тесные связи с родиной, хотя уехали они 20-30 лет назад. Я убежден, что под влиянием этих людей израильско-грузинские связи разовьются и окрепнут. Думаю, эти отношения могут успешно развиваться во многих сферах.
Да, в Грузии нет нефтяных и газовых месторождений, но у нее практически неисчерпаемые запасы пресной воды, и сейчас прилагаются серьезные усилия для того, чтобы израильские компании вошли на этот новый рынок. Мы оказываем им в этом всемерное содействие.
Вы говорили о грузинских евреях, уехавших отсюда, о том, что они сохраняют тесные связи с Грузией. Эти связи достаточно надежных и тесны, чтобы они вкладывали сюда свои деньги?
Надеюсь, хотя мы пока не проводили специальных исследований на эту тему. Хочу подчеркнуть, что сейчас Грузия представляет собой стабильную и перспективную базу для инвестиций и делового партнерства, особенно это касается банков (к примеру, VTB контролирует активы в размере 50 млрд. долларов). Кроме того, представители правительства Грузии на израильско-грузинском экономическом форуме, прошедшем в Тель-Авиве в мае 2007 года, настаивали на намерении значительно увеличить масштабы финансовых и экономических связей двух стран, что само по себе является очень позитивным моментом. Наша банковская система сейчас очень прочна и стабильна, и израильские банки разместили у нас значительные капиталы. Думаю, дело не только в том, что мы предлагаем выгодные процентные ставки.
В заключение могу сказать, что израильско-грузинские экономические отношения имеют прекрасное будущее, мы находимся в преддверии большого скачка в этом направлении, и наш банк и я лично намерены сыграть в этом важную… и полезную роль.
|