Особенность еврейской общины Грузии в том, что огромное большинство ее членов – порядка 90 процентов - проживают в столице государства, в Тбилиси.
В городе две синагоги. На сегодняшний день 85 процентов еврейской общины составляют грузинские евреи, 10 процентов - ашкеназы, начавшие селиться в Грузии в XIX веке, и 5 процентов - горские евреи.
Синагоги и еврейские культурные центры есть также в Батуми, Гори и Кутаиси. Но почему-то в этих городах, как это принято в других странах, нет организаций, представляющих еврейскую общину в диалоге с местными властями.
Характерно, что в самом Тбилиси существуют и активно действуют три десятка различных еврейских организаций. Тем не менее, и здесь не существует официального руководства общины, как это принято в Западной Европе. В каждой синагоге - свое руководство, занимающееся как текущими делами синагоги, так и административными вопросами общины. Официально общину возглавляет раввин Ариэль Левин, который живет в Израиле, но регулярно посещает Грузию. В ходе короткой беседы с г-ном Левином мы попытались выяснить, чем живет сегодня грузинское еврейство.
Складывается впечатление, что, несмотря на солидный средний возраст еврейской общины Грузии, она сумела сохранить жизненную силу и религиозные традиции. Верно ли это?
Да, численность здешней общины заметно сократилось. Это стало следствием целого ряда как экономических, так и политических обстоятельств, начиная от распада СССР и вплоть до сегодняшнего дня.
С 1989 года в Израиль из Грузии репатриировалось 22.000 евреев. Не стоит при этом забывать, что когда-то грузинское еврейство насчитывало более ста тысяч человек. Но те времена прошли, и сегодня на полтора миллиона жителей Тбилиси приходятся порядка 10 тысяч галахических евреев. Впрочем, верно и то, что уровень их религиозности и приверженности еврейской традиции ощутимо выше, чем в других общинах бывшего СССР. Наши синагоги полны, люди молятся ежедневно, встречают здесь субботу, в среднем в каждой молитве участвуют по 150 человек. Интересно, что все они молятся по сефардскому канону.
А молодежь?
У нас имеется целый ряд программ организации досуга молодежи, которые мы реализуем совместно с Сохнутом, «Джойнтом» и обществом «Гиллель». Важно отметить, что и среди еврейской молодежи Грузии ассимиляционные процессы выражены не так отчетливо, как в других странах Европы. Здешняя еврейская община всегда, и в советскую эпоху тоже, сохраняла свою структуру и руководство. Странно, но факт: массовая ассимиляция евреев началась как раз после распада СССР. Думаю, в определенной степени произошло это под влиянием Запада. Наша молодежь, имевшая средства на то, чтобы путешествовать, обнаружила, что их сверстники в других странах прекрасно живут без того, чтобы блюсти традиции, на которых были воспитаны грузинские евреи. Поэтому главную свою задачу я вижу в том, чтобы сохранить еврейские традиции и знания о них. Мы делаем все возможное, чтобы привить нашей молодежи любовь и гордость своими традициями и еврейским образом жизни.
Каким вам видится будущей вашей общины?
Можно не сомневаться, что процессы, происходящие повсюду в диаспоре, будут касаться и евреев Грузии. Но в среднесрочной перспективе можно быть довольно оптимистичным. С 1990 года все, кто хотел и физически мог уехать, сделали это. Но очень многие евреи, все-таки, решили остаться в Грузии, чтобы продолжать жить в этой стране именно как евреи. Этот неоспоримый факт вселяет определенные надежды на то, что у грузинской еврейской общины есть будущее. Хотя – говорю это с великой грустью - времена былого величия этой общины уже не вернутся.
Каковы ваши отношения с церковью?
- Принято считать, что христианской церкви обязательно присущ антисемитизм. Не знаю, как в других регионах мира, но в отношении Грузии этот тезис абсолютно неверен! У нас прекрасные отношения с Грузинской православной патриархией и местным церковным клиром. В подавляющем большинстве грузины, традиционно исповедующие христианство, относятся к евреям с неизменным уважением. В годы войны тысячи еврейских беженцев с Украины нашли здесь убежище и остались жить в Грузии и после войны. В этом – еще одно подтверждение традиционно уважительного и доброжелательного отношения грузин к евреям.
Я далек от мысли выступать в качестве оракула, но, тем не менее, верю, что и в будущем евреи смогут жить в Грузии, оставаясь лояльными гражданами своей страны и сохраняя при этом свой уникальный жизненный уклад.
Школа «Тиферет Цион»
Одним из интереснейших мест, которое нам довелось посетить в Грузии, несомненно, была еврейская школа. Здесь трудятся и учатся люди, которым суждено сохранить еврейскую общину и жизненный уклад в своей стране. Поэтому очень интересно наблюдать, в каком направлении развиваются умонастроения молодежи этой общины.
В Тбилиси мы встретились с директором местной еврейской школы «Тиферет Цион» раввином Авимелехом Розенблатом, заместителем и исполняющим обязанности главного раввина Левина. Эта школа создана в 1991 году, и теперь в ней – от начального до выпускного классов - занимаются 84 учащихся.
Школа частная, преподавание здесь ведется «на паритетных началах» - половина учебного времени отводится общеобразовательным дисциплинам, половина – изучению иудаизма. Хотя еврейские предметы и иврит не входят в официальную программу выпускных экзаменов, школа проводит по этим предметам «внутренние» экзамены и контрольные работы на всем протяжении учебной программы.
Еще одна интересная особенность этой школы: родители могут выбрать для своих детей язык, на котором будет вестись преподавание. Это либо русский, либо грузинский. Все предметы преподаются на этих двух языках. И поскольку с годами на русский язык спрос меньше, его постепенно вытесняет английский. Хотя у грузинских евреев свой диалект, являющийся смесью грузинского и иврита, молодежь на нем не говорит и в школе вы его не услышите. Интересно, что письменность на этом диалекте может вестись как посредством грузинского, так и посредством ивритского алфавита, и на этом языке существует своя литература. Школа финансируется из-за рубежа, сюда принимают только галахических евреев, и обучение в ней абсолютно бесплатное.
Израильский культурный центр
Немаловажную роль в жизни местной еврейской общины играет «Израильский культурный центр», помогающий местным евреям подготовиться к репатриации в Израиль. Руководит центром Дима Таплиашвили, и деятельность этой организации заметна во всех населенных пунктах страны, где можно встретить евреев.
Центр проводит курсы иврита, лекции, рассказывающие об истории и жизни Израиля, устраивает множество культурных и образовательных мероприятий еврейско-сионистской направленности для подростков, молодых людей и студентов. Кроме того, Центр ежегодно направляет из Грузии в Израиль по сорок молодых людей, участвующих в программе «Таглит» . Г-н Таплиашвили прямо заявляет:
«Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы местная молодежь почувствовала, что мы всегда готовы оказать любую помощь для того, чтобы ей было легче подготовиться к репатриации в Израиль. Ради этого мы наши общественники проводят большую работу в вузах и университетских городах Грузии, дабы наладить связи с еврейскими студентами, искренне интересующимися иудаизмом и Израилем. Мы понимаем, что перед нами огромное поле деятельности и делаем все, что в наших силах».
Рустави-2
Телевидение, как и везде в мире, играет огромную роль в процессе модернизации и демократизации Грузии. Но чем же отличается местное телевидение от любого другого? А тем, что руководит им верующий еврей, Коба Даварашвили , директор центрального тбилисского телеканала «Рустави-2».
Интересно, что местных евреев практически не интересует израильско-арабский конфликт. Куда больше они увлечены ходом внутриполитическими процессами в Грузии, конфликтами в Южной Осетии и Абхазии.
В отличие от телекомпаний Запада, здешняя телесеть освещала вторую Ливанскую войну так, что это практически не вызвало антиамериканских или антиизраильских акций. На вопрос об отношении грузинских СМИ к Израилю, г-н Даварашвили ответил:
«В том, что касается объективности освещения грузинскими СМИ событий в Израиле и вокруг него, дело обстоит следующим образом: мы не сотрудничаем с арабскими СМИ. Всякий раз, когда мы просили их аккредитовать нашу съемочную группу, то получали стереотипный ответ: мол, перезвоним через пять минут… Но ни разу никто не перезванивал. А вот в Израиле мы всегда встречали готовность сотрудничать на всех уровнях, и это, по сути, определило то, как освещается у нас арабо-израильский конфликт. В целом могу констатировать, что средства массовой информации Грузии настроены произраильски. Пока у нас нет программ еврейского религиозного или культурного направления, но во время крупных праздников вроде Хануки или Песаха мы всегда находим время и способы рассказать о них нашим зрителям».
|