Мало кто сегодня может похвастаться, что повидал на своём веку "штеттл" – еврейское местечко, сохранившее первозданный облик после Катастрофы европейского еврейства. А уж увидеть еврейский "штеттл" в шиитском государстве –кто вообще мог бы подумать о таком? Знает ли кто-то из читателей, что в Азербайджане есть свой "штеттл" под названием Куба, основанный ещё в 19-м веке. Причем к этому «штеттлу» прилегают уж совсем крошечные еврейские местечки, одно из которых называется Красная Слобода, и расположено оно в 180 километрах от Баку. Знаете ли вы, что в Азербайджане никогда не было концлагерей, а евреи, проживавшие в этом государстве, традиционно пользовались свободой и гражданскими правами? Знаете ли вы, что-либо о местных евреях и, в особенности, о горских евреях?
Мы приглашаем вас совершить вместе с нами удивительное путешествие в уникальный уголок нашей планеты – в Красную Слободу, что в районе Куба, Азербайджан. В этой уникальной точке на карте в довольстве и гармонии живут евреи.
По дороге в Красную Слободу из Баку вы насладитесь удивительно красивыми пейзажами – над вами Кавказские горы, под вами – гладь Каспийского моря. Весь этот регион называется Закавказье и включает в себя Грузию, Армению и Азербайджан. После двух половиной часов езды мы оказались наконец в Красной Слободе (на азербайджанском языке она называется Гирмизи Газба). На первый взгляд, Красная Слобода ничем не отличается от других местных поселков, и, всё же, одна деталь сразу бросается в глаза – в Красной Слободе нет и никогда не было мечетей. Красная Слобода – целиком еврейский поселок. Здесь сегодня проживают 5000 евреев.
Прежде, чем перейти к рассказу о своих впечатлениях о жизни в этом удивительном поселке, мне хотелось бы сослаться на местных старожилов, называющих себя горскими евреями.
Одни утверждают, что впервые евреи жизнь в Красной Слободе поселились ещё в 13-м веке, другие отсчитывают историю местных евреев еще со времен падения Израильского и Иудейского царств, то есть к 8-6 векам до нашей эры. Как бы то ни было, важно отметить, что горские евреи компактно проживают не только в Кубе и Красной Слободе, но и в таких городах Северного Кавказа как Махачкала, Нальчик, Грозный. Что же касается истории, то одно можно утверждать абсолютно достоверно: в 1742 году местный правитель Фалихан предоставил евреям, бежавшим от преследований исламских фанатиков, возможность осесть на берегах местной речки. В Кидъял-Чай, названном в просторечье "Еврейская слобода", с тех пор много воды утекло и многое изменилось. В отличие от своих соплеменников в Европе, слободинские евреи сумели сохранить за собой право владения землёй.
По сути, местные евреи занимались тем же, что и их соседи мусульмане, то есть крестьянским трудом - выращивали пшеницу, рис, табак, виноград. Богатство этого края объяснялось тем, что через него пролегал знаменитый "Шёлковый путь".
Со временем, к концу 19 века, многие местные жители освоили ремесла и занялись, в основном обработкой кож. Сегодня эти цеховики-ремесленники контролируют весь азербайджанский рынок.
В 1917 году, когда к власти пришли большевики, они незамедлительно уничтожили все формы частного предпринимательства, объединив ресурсы еврейского и мусульманского населения в один колхоз. При коллективизации местные мусульмане и евреи сохранили и даже расширили вековые традиции выращивания сельскохозяйственных культур. Новые веяния привели и к смене названия городка Кидъял-Чай: он стал Красной Слободой. Жило в нем тогда 18000 человек. Некоторые считают, что новое название города связано с красными черепичными крышами, хорошо видными с горных возвышенностей, другие полагают, что название привнесено советскими веяниями, третьи объясняют его тем, что во время погромов река, разделявшую еврейскую и мусульманскую части городка, наполнялась кровью. В общем, единой и достоверной версии переименования городка в Красную Слободу не существует.
Стоит упомянуть, что до прихода боьшевиков к власти на территории Красной Слободы находились 13 сефардских синагог, из которых при коммунистах уцелела только одна. Здания семи синагог большевики «переоборудовали» под складские и торговые помещения и увеселительные заведения, остальные просто разрушили. В 1996 году благодаря многочисленным пожертвованиям еврейской общине, были отреставрированы две синагоги, а в 2001 году вновь открылась синагога Кузари.
Чтобы разобраться, как протекает жизнь древней еврейской общины Красной Слободы, мы обратились к ее председателю, старейшине и мудрецу Борису Симандаеву и к секретарю общины Йегуде-Сасону Абрамову.
Прежде, чем вы расскажете читателям журнала "Шалом" о настоящем и будущем вашего поселка, хотелось бы узнать, как именно вы себя определяете – азербайджанские евреи, таты, или горские евреи?
Всё куда проще. Мы горды тем, что являемся евреями, живущими в Азербайджане. Наше сердце обливается кровью, когда мы слышим о наших братьях евреях, гибнущих от рук террористов-смертников в Израиле, но мы - граждане Азербайджана - так уж исторически сложилось.
Азербайджан - наша Родина, в его земле похоронены наши предки, здесь живут и будут похоронены наши дети. У нас нет никаких неудобств из-за нашей двойной самоидентификации. Подобное очень распространено и в ряде государств Европы.
Теперь к вопросу о татах. К татской народности относятся многие жители Кавказа, говорящие на фарси - диалекте иранского языка. У горской еврейской общины есть язык, который состоит из элементов татского и еврейского языков. Этот смешанный язык был широко распространён в среде иранских евреев, которые, спасаясь от гонений, осели на Кавказе.
Речь идёт о еврейском самосознании горских евреев, их языке и традициях. Они – уникальное явление в мировой еврейской диаспоре. Источник происхождения самоназвания "горские евреи" как отдельной этнической группы сравнительно молод – оно появилось в начале 19-го века. Тогда царь отправил своих эмиссаров на Кавказ для установления первых контактов с этническими меньшинствами, проживавшими в регионе. В их списке фигурировали и горские евреи, которые, опасаясь погромов, прятались в горных ущельях. Так как эти евреи внешне ничем не отличались от остального населения, власти решили наклеить на них ярлык «горских евреев». Этот «ярлык» мы и по сей день носим с гордостью.
Можно ли назвать жизнь в Красной Слободе комфортной?
В общем, да! И это несмотря на то, что мы живём словно на острове, окружённом со всех сторон мусульманским океаном. Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что с точки зрения экономики наш городок процветает. Вроде бы, когда смотришь на глухую стену гор, окружающих Красную Слободу, можно подумать, что, мол, о какой цивилзации вообще здесь может идти речь. Но это обманчивое впечатление! По количеству машин-иномарок на душу населения мы ничуть не уступаем любому большому городу. Скажу вам больше. В Красной Слободе сегодня работают две средние общеобразовательные школы, колледж, еврейский культурный центр и небольшая ешива, который управляет раввин Давид Давидов. В общем, в Слободе бурлит еврейская жизнь. Невзирая на то, что население Слободы практически на 100% еврейское, мы ни на секунду не забываем, что живём в стране, в которой религия полностью отделена от государства. Мы отмечаем и традиционные азербайджанские праздники, и еврейские. Несмотря на то, что в нашем населённом пункте подавляющее большинство населения составляют евреи, мы остаёмся гражданами Азербайджана со всеми вытекающими из этого поледствиями. Мы не автократия, не автономия и не государство в государстве, живущее по законам иудаизма. Старейшины помнят период расцвета нашей общины, численность которой тогда достигала 18000 человек. Сегодня, к нашему великому сожалению, нас осталось всего 5000 человек.
С другой стороны нас утешает то, что большая часть покинувших Красную Слободу жителей сегодня проживают в Израиле. Немало молодёжи уехало в поисках заработка и в Москву. А у нас жизнь идет своим чередом. Все жители Слободы знают друг друга. Практически все браки у нас заключаются между коренными жителями Слободы. Конечно, бывают и браки с жителями других мест и даже смешанные браки, но это единичные случаи. Радует и то, что если раньше смертность у нас превышала рождаемость, то сегодня статистика сбалансировалась.
Вы говорили о двух школах. Сколько времени в них уделяется изучению иудаизма?
В Азербайджане имеются государственные школы, состоящие на 98% из еврейских учащихся, но это не делает эти школы еврейскими по своей образовательной программе. Мы же предоставляем учащимся еженедельно по несколько часов занятий ивритом. Исторически сложилось, что после распада СССР каждое этническое меньшинство могло выбрать по своему усмотрению язык, на котором будет вестись преподавание. Мы выбрали в качестве языка преподавания иврит. Кстати, помимо обязательной образовательной программы в наших средних школах во внеклассные часы ведется подготовка мальчиков к бар-мицве.
Изучаете ли вы татский язык?
Нет, но, тем не менее, этот язык служит языком домащнего общения.
Можно ли сказать, что жителей Красной Слободы ждёт многообещающее будущее?
Неоднократные попытки советских властей подвергнуть нас насильственной ассимиляции и слиянию с "великим русским народом" ни к чему не привели. На протяжении многих веков евреи Кавказа соблюдали еврейские традиции: традиционная разделка мяса по канонам кашрута, обрезание и бракосочетание между членами нашей общины. Нам удалось выжить в условиях тоталитарного режима, а это, согласитесь, непросто. В ответ на Ваш вопрос добавлю, что несколько еврейских семей переехало из Слободы в Израиль. По их мнению, Слобода обречена на исчезновение,но сами мы считаем, что нас ждут многообещающие перемены.
Какой вам видится жизнь Красной Слободы в обозримом будущем?
Как вы наверное знаете, ещё никому не удавалось заглянуть в будущее. Когда я думаю о нашей общине, то прихожу к выводу, что, по большому счёту, мы живём в государстве, в котором евреи пользуются большим почётом и уважением. Евреи Азербайджана пользуются полной свободой слова и вероисповедания. Безусловно, что есть вещи, влиящие на нашу общину в силу того, что они влияют на большинство граждан Азербайджана, такие как тяжёлое экономическое положение и, как следствие, нехватка рабочих мест. Эта ситуация опасна тем, что может привести к массовому оттоку молодёжи из Азербайджана в Москву, Израиль, США или страны Евросоюза. Но я не сомневаюсь, что экономическое положение в Азербайджане улучшится. Нередко я слышу от людей, покидающих Красную Слободу, фразы вроде: "Я вернусь в Слободу только для того, чтобы меня здесь похоронили»...
Надо понимать, что уроженцы Красной Слободы очень к ней привязаны. Только в одной из наших школ учатся более 250 детей. Недавно, благодаря многочисленным пожертвованиям наших земляков нам удалось отреставрировать школу, построить микву, зал бракосочетаний и т.д. Очень многие евреи из нашей общины живут сейчас в других странах, но предпочитают устраивать свадьбы своих детей в Красной Слободе.
Что вы можете сказать о воинствующем исламе и об антисемитизме?
Само собой, что у нас в поселке нет и намека на антисемитизм. То же самое касается и воинствующего ислама. Да, верно, СМИ не всегда произраильски настроены, но, тем не менее, я уверен, что европейские СМИ в этом отношении на порядок хуже. Во всём, что касается исламского фундаментализма, то правительство Азербайджана строго карает и пресекает любую деятельность террористических или экстремистских ячеек на территории страны.
Посещение Красной Слободы не может оставить вас равнодушным. Особенно меня удивило, что по улицам здесь расхаживают в основном пожилые мужчины, и очень редко увидишь женщины. По местным традициям, женщина должна проводить свое время на кухне, или в доме, воспитывая детей. Женщины Красной Слободы выходят на улицу только с разрешения мужей, вы никогда не увидите их в кафе, или в компании других женщин. Когда же они идут в ресторан, то это делается в компании всей семьи. В 15 лет девочки оставляют родительский дом и готовятся к самостоятельной семейной жизни. Некоторые девушки-подростки заканчивают среднюю школу за пределами Красной Слободы, но возвращаются сюда, чтобы создать здесь семью и жить по еврейским традициям. Вопрос, который мы себе задаём, касается будующего поселка Красная Слобода всё чаще и чаще вынужденного искать ответы на вопросы, поставленные современным обществом. Но, по сути, за долгие века еврейской Красной Слободы в жизни местных евреев ничего не изменилось. В завершение скажу лишь, что горские евреи - очень темпераментные, приветливые и гостеприимные люди, гордящиеся своими древними историческими и национальными корнями и многовековыми традициями. Короче, они наши братья, причём такие, о каких можно только мечтать!
|