Испания и евреи
Когда речь заходит о евреях Испании, почти сразу же возникают две исторические ассоциации: инквизиция, жестоко изгнавшая в 1492 году евреев из Испании, и политический альянс генерала Франко с нацистским режимом в части «окончательного решения еврейского вопроса».
Средневековая и современная история испанских евреев была всегда сокрыта от постороннего наблюдателя. Если выражаться образно, цепь Пиренейских гор непроницаемой стеной отгородила евреев Испании от их соплеменников, разбросанных по всему Старому свету.
Однако сегодня мы становимся свидетелями весьма любопытной тенденции, о которой и поговорим с президентом еврейской общины Испании, президентом еврейского общинного Совета Мадрида, Джакобо Исраэлем Гарзоном.
- Г-н Гарзон, я попросил бы Вас, специально для читателей журнала \"Шалом\", сделать короткий экскурс в историю еврейской общины Испании...
- Первые свидетельства о существовании евреев на территории Испанского королевства относятся к периоду заката инквизиции. То есть, к 1834 году. Речь идет о разрозненных группах евреев, еще не объединенных общинными устоями. Тогда евреев хоронили на англиканских кладбищах. Официально же первая еврейская община появилась в Испании в начале 20-х годов XIX века в Севилье и состояла в основном из выходцев города Титуана, расположенного на севере Марокко. Эта община перебралась в Севилью в самый разгар войны между Испанией и Марокко, в 1870 году. Именно поэтому еврейское кладбище в Севилье – самое старое.
Однако по-настоящему крупные и сплоченные еврейские общины стали возникать в Испании уже в начале ХХ века, в период Первой мировой войны. Они состояли из евреев, родившихся в Испании, а также их соплеменников из Турции, Германии, Австрии, Франции... Огонь войны, которым была охвачена практически вся Европа, вынудил этих людей искать убежища в далеких Пиренеях.
Безусловно, волна еврейской эмиграции в Испанию существенно изменила ситуацию в этой стране. Модель общинных интересов, десятилетиями формировавшаяся у евреев Европы, стала внедряться и в Испании. В 1916 году в Мадриде была построена синагога. Еще одна синагога – на сей раз в Барселоне – распахнула свои двери в 1918 году. К тому времени численность еврейской общины составляла две тысячи человек, а к началу гражданской войны в Испании, в 1936 году, она уже насчитывала семь тысяч членов. Увы, трагические события гражданской войны привели в итоге к резкому сокращению еврейской общины. Главной причиной была победа фалангистов генерала Франко, который, как известно, являлся верным союзником нацистской Германии и профашистской Италии. Даже тогда мало кто сомневался, что трагические для испанских евреев последствия победы фалангистов не заставят себя ждать. Вначале были закрыты синагоги в Мадриде и Барселоне. И если евреи Мадрида безропотно приняли закрытие своего молельного дома, то община Барселоны из последних сил сражалась вместе с каталонцами против бесчинств Франко. Что, в общем, закономерно, поскольку Каталония стала последним бастионом республиканского сопротивления фашизму.
В 1939 году было строго запрещено создание любых форм общинных еврейских учреждений. Этот запрет сохранялся 30 (!) лет, и только в 1967 году кабинет министров Испании вынес официальное решение, позволявшее строительство синагог. Справедливости ради следует признать, что в многочисленных запретах и нарушениях норм демократии, которые отличали франкистскую Испанию в течение тридцати лет, никогда не акцентировался расовой аспект. Закрытие синагог, равно как и других общественных и религиозных центров, являлось частью борьбы диктатуры Франко против любых форм инакомыслия в тот исторический период, когда любое объединение из трех или четырех человек, сплоченных общей идеей, расценивалось властями как попытка организации мятежа.
- В каких условиях жили евреи Испании в период Второй мировой войны?
- В этот период Испания была местом свободного транзита для лиц, обладавших въездными визами других государств. Что в итоге позволило более чем 42-м тысячам евреев перебраться в Испанию. Из этого числа около тридцати пяти тысяч евреев обосновались в Испании на законных основаниях.
Хочу напомнить читателям, что до 1942 года – из-за давления Гитлера и полной беспринципности вишистского правительства Франции - из этой страны депортировались все евреи, бежавшие во Францию из государств, оккупированных Германией. Однако в 1942 году испано-французская граница была закрыта, и еврейские беженцы были вынуждены перебираться в Испанию нелегальным путем, что само по себе было сопряжено с огромным риском для жизни. По счастью, тогда на территории Испании благодаря активности ряда американских гуманитарных организаций действовало несколько крупных лагерей беженцев, где евреи могли получить крышу над головой и относительную безопасность. Не будем забывать: Испания с огромной неохотой выдавала еврейским беженцам въездные визы. Что, собственно, подтверждает статистика: из 42 тысяч евреев, перебравшихся в Испанию, только 7 тысяч въехали в страну на законных основаниях, причем половину из них составляли евреи, успевшие эмигрировать из Германии в 1933 году. Остальные же находились на территории Испании либо в глубоком подполье, либо изменив национальность, либо просто смешавшись с коренным населением.
После окончания Второй мировой войны, дабы восстановить дипломатические отношения с США, Франко был вынужден пойти на существенные послабления в отношении евреев. В частности, это касалось плюрализма, свободы перемещения и вероисповедания. Таким образом, не без давления со стороны американских сенаторов, евреи Испании вновь обрели утраченные права. В 1947 году в Испании, в Барселоне, было начато строительство первой синагоги, которое завершилось через год.
Тогда в Испании возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, евреям разрешалось строить синагоги и другие религиозные помещения, а с другой - правительство всячески противилось созданию еврейских общин. Поэтому, чтобы синагога могла функционировать, требовалось специальное разрешение полиции. Любопытно, что формально синагоги еврейской общине не принадлежали. По той простой причине, что официально еврейских общин в Испании просто не существовало.
В середине 50-х годов произошло событие, радикально изменившее статус испанских евреев. В 1956-м истек срок правления испанского протектората над Северным Марокко и Танжером, вследствие чего свыше 22 тысяч евреев, проживавших в этих регионах Северной Африки, мощным потоком хлынули в Венесуэлу, Израиль, Францию и, естественно, в Испанию, ибо последняя обладала бесспорным преимуществом перед другими адресами еврейской эмиграции: почти все евреи из Северного Марокко и Танжера прекрасно владели испанским языком.
Это событие стало поворотным в судьбе еврейской общины Испании, в одночасье получившей легитимацию и силу. Именно тогда, уже под занавес диктаторского режима Франко, свобода вероисповедания для всех конфессий получила наконец широкое распространение, что позволило евреям выйти из подполья, стать полноценными гражданами Испании и на равных с представителями других национальностей заниматься бизнесом, участвовать в политической жизни страны, избираться в муниципальные органы...
А когда в 1980 году был официально принят «Закон о свободе вероисповедания», в Испанию начался массовый приток евреев из Латинской Америки. На данный момент 85 процентов еврейской общины Испании составляют выходцы из Северного Марокко и Южной Америки.
- В каком году была создана Ваша Федерация?
- Официально она была зарегистрирована в 1982 году. Сегодня она включает в себя 13 еврейских общин. Поначалу мы решили, что у Федерации будет только одна община в каждом городе – мы не хотели слишком большого количества синагог. Таким образом, полномочия были сосредоточены в руках одного раввина, представлявшего в каждом городе ту или иную общину.
В 1992 году Федерация подписала договор с государством, в соответствии с которым еврейская община регистрировалась официально, также, как мусульманская и христианская общины Испании. Этот договор был принят большинством голосов Палатой представителей, что само по себе, учитывая отнюдь не светский состав этой Палаты, очень важно: ведь роль и влияние католической церкви в Испании по-прежнему велики. Утвержденный Палатой представителей договор позволил перевести «Закон о свободе вероисповедания» в практическое русло. В частности, была создана общественная структура под названием \"Плюрализм и конфиденциальность\", не только объединившая все конфессии, но и финансирующая самые разные проекты, связанные с защитой и соблюдением прав национальных меньшинств в Испании. Так, только для еврейской общины \"Плюрализм и конфиденциальность\" оплачивает содержание интернет-сайта, трансляции радио, ряд других проектов. Кроме того, еврейской общине положено ежегодное финансирование в размере 500 тысяч евро. Как вы понимаете, сумма вполне достаточная для осуществления очень важных для нашей общины проектов.
- Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнюю жизнь еврейской общины Испании?
- Как я уже говорил, сегодня в Испании существуют тринадцать общин. Самые крупные и наиболее значимые – в Мадриде и Барселоне. Хотелось бы также отметить общины Валенсии, Аликанте, Севильи, Малаги, Балеарских островов, а также двух городов неподалеку от Танжера, граничащих с побережьем Марокко. Это Кеута и Мелилл. Есть также две еврейские общины на Канарских островах...
Мы считаем, что сегодня в Испании проживает свыше 40 тысяч евреев, половина из которых является членами общин. Важно добавить, что процесс интеграции евреев в испанское общество протекает намного легче, чем в других странах Европы. По сути дела, любой человек, свободно владеющий испанским языком, становится неотъемлемой частью общества. Вот почему евреи в Испании не чувствуют себя изгоями. О характере еврейской общины Испании говорит и тот факт, что, в сравнении с другими европейскими государствами, в Испании процент смешанных браков невысок. Как правило, испанские евреи, желающие вступить в брак с представителем другой религии, просят своего партнера пройти гиюр, а впоследствии полностью перейти в иудаизм.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, отношения общины с еврейской молодежью.
- Как и везде, общественная работа ведется на добровольных началах. Без преданных людей трудно налаживать в диаспоре полноценную еврейскую жизнь. И мы стремимся к тому, чтобы воспитывать таких добровольцев, иными словами, пытаемся обеспечить будущее еврейской общины.
В нашей школе, к примеру, обучаются 320 детей в возрасте от трех до пятнадцати лет. Иными словами, дети проводят на школьной скамье тринадцать лет своей жизни. Проводят в атмосфере еврейской духовности, которая впоследствии становится для многих стимулом к активному участию в жизни общины.
Для многих, но, увы, не для всех.
Вот почему, всячески пытаясь вовлечь молодежь в еврейскую жизнь, мы активно используем людей предпенсионного возраста, у которых, вне всякого сомнения, значительно больше свободного времени, чем у представителей других возрастных групп. Хочу подчеркнуть, что, в отличие от нашей молодежи, люди в возрасте 55-60 лет обладают несравненно более высокой мотивацией и активностью и готовы жертвовать все свое свободное время на благо еврейской общины.
- В каких отношениях состоит еврейская община и испанская католическая церковь?
- Испанская католическая церковь является религиозным учреждением \"закрытого типа\". Тем не менее, в Испании существует христианско-еврейский центр. Мы были и остаемся сторонниками открытого диалога между всеми конфессиями и религиозными течениями, существующими в Испании. Что же до наших отношений с католической церковью, то я бы охарактеризовал их как налаженные.
Хочу лишь добавить, что в последнее время в Испании наблюдается достаточно заметный процесс секуляризации коренного населения. Так, например, 40 процентов испанцев являются абсолютно светскими людьми, а непререкаемый ранее авторитет католической церкви сегодня заметно падает...
- Существует ли в Испании антисемитизм? И если да, то в каких формах?
- Безусловно, существует. Хотя его истоки не имеют ни малейшего отношения к католической церкви. Как и в ряде других государств Евросоюза, антисемитизм в Испании представляет собой сложное явление. По своей направленности он, скорее, носит антиизраильский, нежели антиеврейский характер. В чем безусловная «заслуга» испанских и европейских СМИ, активно использующих старые методы политической карикатуры, устоявшихся в сознании обывателя клише, как правило, искажающих реальное положение вещей на Ближнем Востоке.
По большому счету, в Испании, как, впрочем, и в Европе, мы наблюдаем весьма своеобразное явление. Антиизраильская пропаганда, умело закамуфлированная под неприхотливый бытовой антисемитизм, всегда являлась заботой международного отдела ЦК КПСС и коммунистической прессы Восточного блока. Однако после развала Советского Союза произошла весьма символичная перестановка действующих лиц. Отныне рычаги антиизраильской пропаганды прочно перешли в руки правящих европейских кругов левого толка, активно разжигающих межнациональную рознь, антиизраильские и антиамериканские настроения. Не случайно в испанской прессе критика Израиля неизменно соседствует с политической дискредитацией США, представляемых как потенциальная угроза суверенитету Испании.
- Каким Вы видите будущее еврейской общины Испании?
- За последние годы в нашей общине многое изменилось. Начнем с того, что с 1916 по 1970 годы евреи Испании представляли собой ашкеназскую общину закрытого типа. В подтверждение можно вспомнить, с каким трудом евреи из Аргентины находили общий язык с еврейской общиной Испании. В Мадриде, где существует еврейская школа, все обстояло иначе. Атмосфера общинной жизни, а также индивидуальный подход к детям, пришедшим в школу из религиозных домов, из ашкеназско-испанских семей, привели в конечном счете к эффекту \"плавильного котла\", в котором постепенно исчезли географические и ментальные отличия еврейских детей.
Что же касается будущего общины, то на него влияют сразу несколько факторов: репатриация в Израиль, ассимиляция, осознанный переход в иудаизм... Так, за последние 10 лет в Испании приняло иудаизм около 400 человек.
Еще один повод для оптимизма представляют собой такие государства Латинской Америки, как Венесуэла, Перу, Колумбия, Боливия. Евреи там сталкиваются с очень серьезными экономическими и социальными проблемами, а наиболее подходящая для них адрес эмиграции – главным образом, по языковому признаку – это Испания.
Резюмируя факторы, которые могут сыграть позитивную роль в будущем еврейской общины Испании, еще раз назову эмиграцию евреев из государств Латинской Америки, а также постепенное перемещение маленьких еврейских общин из испанской провинции в центр страны, где имеется значительно больше перспектив, рабочих мест, а также возможностей дать детям еврейское образование.
- Чем Вы больше всего обеспокоены как президент Федерации?
- Меня беспокоят три вопроса. Это сохранение сложившихся отношений между еврейской общиной и властями, борьба с проявлениями антисемитизма и сохранение сплоченности нашей общины. Сделать все это очень непросто. Но мы стараемся...
P.S.
Иммиграция из Южной Америки
Мощнейшее потрясение, которое испытала экономика Аргентины, вынудило свыше сотни еврейских семей оставить насиженные места и переехать в период с 2001 по 2002 годы на постоянное место жительства в Испанию.
В отличие от своих средневековых собратьев, современные испанские ашкеназы куда более терпимы к представителям сефардской общины. Они дают им все необходимые инструменты для прохождения ускоренной интеграции. В последние годы мы наблюдаем за эмиграционной волной евреев Венесуэлы, которые из-за антисемитской истерии в своей стране переезжают в Испанию.
Как я уже упоминал, испанская эмиграционная политика чрезвычайно осложнена различными бюрократическими препонами. Кроме того, Испания входит в Евросоюз, что еще больше ужесточает ее эмиграционную политику.
Мы встретились доктором Карлосом Пипино - автором многочисленных инициатив, связанных с либерализацией испанской эмиграционной политики в отношении выходцев из Южной Америки. После нашей беседы выяснилось, что для получения испанского гражданства существуют два пути: либо получить рабочую визу, чтобы впоследствии натурализоваться, либо инвестировать средства в экономику Испании. Объем инвестиций зависит от города, в котором вы собираетесь обосноваться. К примеру, в Мадриде вам это будет стоить порядка 300 тысяч евро. И, насколько мне известно, с недавнего времени эта сумма была увеличена вдвое. Понятно, что инвестиционные квоты для получения визы в периферийных городах значительно ниже.
На мой вопрос, влияет ли присутствие еврейской общины на экономическое развитие Испании, д-р Пипино ответил:
- Не вызывает никаких сомнений, что культура торговли евреев-эмигрантов представляет принципиально важный сегмент местного бизнеса. С другой стороны, незначительный приток евреев в Испанию в итоге отрицательно сказывается на влиянии еврейских общин. Их участие и роль в испанской экономике незначительны...
|