Укол утром, вечером и ещё два укола в течение дня – такова болезненная рутина, сопровождающая жизнь миллионов диабетиков. На сегодняшний день терапевтическое лечение инсулином - это единственный способ вернуть уровень гликогена в крови больного на необходимый уровень. Однако уже в самое ближайшее время эта болезненная и крайне неприятная процедура станет лишь достоянием истории.
Университет им. Бен Гуриона, при содействии профессора Джозефа Коста, разработал уникальную технологию взятия анализа крови, получившую название \"Соно Преп\".
Наш собеседник - профессор Джозеф Коста.
- В чем заключается Ваша технология, и какова ее эффективность на практике?
- Как известно, кожа человека обладает повышенной эластичностью, которая препятствует проникновению в организм инородных тел. Наша идея заключалась в том, чтобы \"приучить\" кожу на определенный отрезок времени к внешнему проникновению. В результате технология \"Соно Преп\" открыла для нас две принципиальные терапевтические возможности - инъекции лекарств в подкожный слой без впрыскивания (эту технологию, в частности, можно также использовать при общем наркозе), а также взятие жидкостей из организма пациента для проведения лабораторных анализов. Сама технология достаточно проста: на пятнадцать секунд включается ультрасаунд, который без какой-либо боли или других побочных эффектов воздействует на маленький участок поверхности кожи.
Хотел бы добавить, что верхний участок кожи (дермис) очень тонок. Он состоит из мёртвых клеток кожи и жировых тканей. Вместе они образуют прочную структурную молекулярную решётку. Воздействие ультрасаунда как бы вводит жировые ткани в состояние \"заблуждения\". В результате они «расступаются» и дают возможность беспрепятственного проникновения в организм инородных молекул. В момент, когда всё готово для проведения анализа, в отмеченный участок на поверхности кожи вводится сенсор, который проверяет в межтканевом жидком пространстве уровень гликогена или сахарина, схожим по консистенции с тем, что находится в нашей крови. Данные о взятом с поверхности кожи анализе передаются на маленький, величиной в «биппер», монитор, который можно запрограммировать на сигнал срочного оповещения, в случае если уровень гликогена в крови резко упадёт или перейдет в оптимальную норму.
Ввиду неустойчивого молекулярного баланса, у детей, к примеру, особенно во сне, может резко и незаметно для их родителей упасть уровень гликогена. С нашим прибором родители могут спать спокойно. В экстренном случае монитор разбудит родителей резким сигналом и сообщит о падении гликогена у их ребёнка. Характерно, что информация, предоставляемая нашим монитором, в несколько раз точнее, чем та, которую получают диабетики, вынужденные делать себе по 4-6 раз в день инъекцию глюкозы. Таким образом, наша технология позволяет увидеть в реальном времени уровень гликогена, что чем-то напоминает самую обычную сдачу анализа крови.
- А есть ли у технологии \"Соно Преп\" недостатки?
- Ну, к примеру, она не способна составить карту прогноза относительно тенденции снижения или роста уровня сахара в крови, не может зафиксировать отрицательный или положительный характер этой тенденции. В то же время, если кто-либо возьмёт анализ дозировки 80 мг. или 100 мг., его индикация с точки зрения физиологических параметров несущественна. По сути, если мы имеем дело с тенденцией резкого падения гликогена в организме, то его уровень, находящийся в пределах 40 мг., может уже в ближайшие пятнадцать, максимум, тридцать минут стать критическим для жизни, что, безусловно, требует оперативного внешнего реагирования.
С другой стороны, если содержание гликогена имеет тенденцию роста, больной оказывается в безвыходной ситуации. Мониторинговый анализ и наблюдение, которые обеспечивает наша система, дают пациенту полную картину происходящего. Проблема в том, что больной не всегда четко выполняет предписания по контролю за показателями системы. «Соно треп» заставляет наших пациентов пристально следить за уровнем гликогена в крови. В случае если он резко возрастает, мы уже в течение 15 секунд способны изменить структуру жировых тканей, делая поверхность кожи проницаемой на период от двенадцати до двадцати четырех часов.
Сенсоры, которые мы устанавливаем на определённых участках кожи, позволяют нам, с одной стороны, наблюдать в реальном режиме времени за развитием ситуации, а с другой - контролировать необходимый уровень гликогена у пациента и в итоге дать ему рекомендации как по принятию соответствующих препаратов, так и по оптимальному режиму питания.
В нормальном режиме сенсоры могут быть эффективны только в течение двенадцати часов. Благодаря нашим разработкам уже в ближайшее время удастся внедрить модернизированные сенсоры с эксплуатацией до 24 часов. Данная сенсорная технология является результатом более чем двадцатилетних совместных исследований Боба Ланджера из Массачусетского технологического института (МТИ) и университета им.Бен-Гуриона.
Восемь лет назад во Франклине (штат Массачусетс) мы основали коммерческую фирму \"Сонтра\". А сегодня она котируется на рынке ценных бумаг по категории высоких технологий НАСДАК, имея кодовое название СОНО.
Во всем, что касается сенсорных датчиков и распространителей глюкогена, мы подписали договор с всемирно известным фармакологическим концерном \"Байер\" – нашим партнером в осуществлении всего процесса разработки этой технологии.
Безусловно, мы понимаем, что для больного диабетом намного проще и удобней принимать дневную дозу глюкагона не с помощью болезненных инъекций, а катеторным способом. И эту возможность в полной мере представляет всем больным диабетом система безболезненного ультрасаунда \"Тransdermal Drug Delivery\".
- Какие виды аппликационных методов использованы в вашей технологии?
- В случае принятия пациентом лекарств, одной из аппликаций является быстрый общий наркоз, который сегодня используется даже при таких простых медицинских процедурах, как введение катетора или взятие анализа на биопсию. Конечно, для осуществления общего наркоза требуется присутствие профессионального анестезиолога. Обычно процесс анестезии, до момента пока он подействует на больного, занимает около часа. С аппликационным методом нашего ультрасаунда на весь процесс потребуется всего пять минут. А со временем мы надеемся сократить этот показатель до двух минут.
Данная технология была принята и сертифицирована Международной организацией стандартов качества FDA. Сам факт признания нашей разработки FDA является \"зеленым коридором\" не только для сенсорного ультрасаунда, но и для ряда других наших разработок в этом направлении. Наше технологическое изобретение имеет также принципиальную важность для современной педиатрии, ибо нередко больные дети, как бы тривиально это ни звучало, боятся одного вида шприцов, не говоря уже о самой инъекции.
В списке наших разработок есть и те, что напрямую связаны с усилением КПД лекарственных препаратов. В частности, нам удалось существенно сократить время начала действия обезболивающих и успокоительных лекарств для онкологических больных (как правило, они начинают действовать примерно восемнадцать часов спустя). Этот прорыв стал возможен благодаря технологической аппликации SONOPREP.
Ещё одной нашей революционной аппликацией стало изобретение в сфере антибактериальных прививок, которые - вполне естественно - сопровождались раньше иглами и болезненными уколами. Это направление представляет для нас несомненный научный и коммерческий интерес.
- Срабатывает ли система \"Transdermal Drug Delivery\" в случаях химотерапии?
- Ультрасаунд, как я уже говорил, делает кожу человека более проницаемой. В момент, когда процесс завершился, становится возможным любое проникновение наркотически обезболивающих средств через кожу.
Понятно, что, в любом случае, апробация метода для получения сертификата должна пройти через FDA. К сожалению, такого сертификата для использовании аппликации в химиотерапии у нас ещё нет...
- Вы рассказали о различных аппликациях, позволяющих вводить лекарства в подкожный слой человека нетрадиционным способом. Распространяется ли Ваша технология на проведение классических анализов крови?
- Увы, на данном этапе, в силу целого ряда причин, использовать эту технологию для получения анализов крови мы не можем. Что, в общем-то, закономерно: в отличие от гликогенного анализа, сдача крови не требует получения информации об уровне холестерина в организме на длительный период времени.
- Кроме занятий лабораторными исследованиями и разработками, о которых мы говорили, Вы также являетесь руководителем кафедры промышленной и инженерной химии при университете им. Бен-Гуриона. Над каким исследованием Вы работаете в данный момент?
- Я возглавляю группу из пятнадцати ученых-исследователей, которая занимается изучением генной терапии. В частности, мы ищем путь к клеточной стабилизации ДНК и в данный момент находимся в стадии клинических испытаний молекулярного комбинирования ДНК, способного автономно производить инсулин, позволяющий больному справляться с различными формами диабета.
Немалые надежды мы возлагаем и на прорыв в сфере онкологии. Кроме того, мы планируем провести обширные исследования и научные разработки для создания лекарств-полимеров...
- Правильно ли я понял, что две темы Ваших исследований – ультрасаунд и генная терапия – будут направлены исключительно на решение проблем онкологических заболеваний?
- Конечно, нет! Мы надеемся, что два упомянутых выше типа исследования будут и дальше развиваться, чтобы найти самое широкое применение. Подводя черту, могу лишь добавить, что со временем диабетики всего мира смогут пользоваться бесспорными преимуществами ультрасаунда, который уже находится в стадии внедрения для выхода на массовый потребительский рынок.
|