Однажды один раввин рассказал мне любопытную историю. В беседе с известным антропологом он услышал примерно такую фразу: \"О евреях практически уже всё написано и сказано, за исключением двух аспектов, которые меня очень волнуют: еврейский вопрос и выживаемость редких видов слонов\". И моему другу-раввину не оставалось ничего другого, как только поддакнуть: \"Темы, поднятые вами, и в самом деле заслуживают серьёзного изучения...\"
Я вспомнил эту историю исключительно потому, что информация, облетевшая совсем недавно все мировые СМИ, наверняка бы наполнила сердце антрополога нескрываемой радостью. Речь в ней шла не об арабо-израильском конфликте, не о кровавых столкновениях между фанатами «Ливерпуля» и «Челси», не о перевороте в Южной Осетии и даже не о повальной детской смертности в Сомали. Информация поведала всему цивилизованному миру о том, что 10 декабря 2005 года в знаменитом зоопарке Иерусалима на свет Божий появился маленький азиатский слоненок, зачатый искусственным путем. Вот так вот просто, без голосования в Кнессете, разрешения Армии обороны Израиля и даже вердикта таможенной службы международного аэропорта Бен-Гурион!
Чтобы удовлетворить наше нескрываемое любопытство, мы встретились с директором зоопарка ШАЕМ ДОРОНОМ, дабы узнать все подробности этого маленького экзотического чуда.
- Г-н Дорон, чем объясняется этот всемирный ажиотаж? Ведь для Иерусалимского зоопарка рождение азиатского слона, как мне кажется, вовсе не является событием из ряда вон выходящим. Насколько мне известно, в разные времена здесь уже увидели свет семь жирафов, с десяток обезьян и других животных...
- Ну, я не совсем с вами согласен. Безусловно, это событие! Задача любого современного зоопарка – бдительная охрана и размножение редких, находящихся на грани исчезновения видов животных. К этой категории как раз и относятся азиатские слоны. Проблема их выведения, особенно в условиях зоопарка, усугубляется научно доказанным фактом: этот вид переживает устойчивую тенденцию к резкому сокращению рождаемости. Совокупность этих факторов, плюс стремление повысить международную репутацию нашего зоопарка и подтолкнули нас к идее искусственного выведения азиатского слона.
Сегодня, когда все хлопоты уже позади, могу признаться, что этот экзотический проект потребовал от всех нас немалых усилий и весьма значительных материальных затрат. И всё же энтузиазм первопроходцев и здоровое желание преуспеть в этом нелёгком предприятии взяли верх, и мы довели проект до благополучного финала.
Хочу также отметить, что в любом зоопарке вольеры со слонами – это, как правило, место наибольшего скопления посетителей. Слон вообще внешне очень симпатичное, хотя и весьма непростое для физического контакта существо. В нашем же зоопарке мы как раз пытаемся максимально сократить дистанцию между слонами и посетителями. Речь идет о так называемой методике \"прямой связи\", которая применяется сегодня только в Индии и Таиланде. По пятницам мы позволяем слонам выходить из крытого вольера, чтобы дети могли их погладить и покормить из рук морковкой или капустной кочерыжкой. Одновременно преследуется еще и высокоморальная цель – научить самых маленьких посетителей, а заодно и их пап и мам, бережному обращению с животными, воспитать в них не только любовь к животным, но и умение заботиться о редких, исчезающих видах фауны.
Честно говоря, мы даже не ожидали, что рождение в нашем зоопарке азиатского слоника получит в мире столь оглушительный резонанс. Когда мы разместили на нашем сайте видеоклип, на котором показано рождение слоненка, его в интерактивном режиме просмотрело свыше трехсот тысяч пользователей в 76 государствах мира.
- Не могли бы Вы поподробнее описать нашим читателям, процесс появления на свет азиатского слона?
- Прежде всего, хочу сказать, что в осуществлении этого экзотического проекта мы активно сотрудничали с замечательной группой специалистов из ветеринарного центра Берлина. Поскольку для обзаведения потомством наш слон-самец был слишком молод, мы использовали для искусственного оплодотворения самки сперму слона, являющего любимцем публики в Лондонском зоопарке, и уже затем искусственно оплодотворили азиатскую слониху из нашего зоосада.
Сам процесс оплодотворения потребовал от наших и берлинских специалистов максимальной сноровки, осторожности и слаженности действий. Главным образом, это было связано с тем, что срок годности спермы самца составляет не более 10 часов. Как вы понимаете, время работало против нас. Короче, мы буквально по минутам расписали наши действия с момента, когда встретили в аэропорту пробирку с законсервированной спермой из Лондона до самого момента оплодотворения. К слову сказать, весь этот процесс – операция весьма дорогостоящая, однако благодаря щедрым пожертвованиям меценатов, пожелавших остаться неизвестными, мы сумели это осилить.
Теперь, когда все наши волнения улеглись, мы надеемся, что и приемный отец новорожденного, Тедди, названный так в честь бывшего мэра Иерусалима Тедди Колека, повзрослев, также пожертвует свою ценную сперму для появления азиатских слонов в других зоопарках Европы и Дальнего Востока. Кстати, маму нашего слонёнка зовут Тамар - как супругу Тедди Колека.
А самого новорожденного мы назвали Габи - в честь Габи Эшкара, главного ветеринара слоненка. Габи принял самое активное участие в появлении на свет своего тезки, но, к нашему великому сожалению, так и не дождался этого радостного события – незадолго до рождения слоненка Габи Эшкар погиб в автокатастрофе. На своей последней фотографии он запечатлён в момент проведения процедуры ультрасаунда для мамы Тамар. В тот день анализ показал, что плод абсолютно здоров. А через сутки Габи не стало. Его последними словами стал восторженный возглас, напечатанный в газете Иерусалимского зоопарка: \"У нас будет ребёнок!..\"
Опыт, который мы приобрели в ходе реализации этого проекта, доказывает, что уже спустя десять недель после завершения искусственного оплодотворения можно с уверенностью прогнозировать дальнейший ход беременности. Тем не менее, я по-прежнему воздерживаюсь от заявления, что мы одержали окончательную победу. Ведь первый год жизни слонёнка всегда сложен и непредсказуем. Это связано с множеством опасностей, таких, например, как слабая иммунная система, вирусы и т.д. Только по прошествии первого года жизни слона можно говорить об успехе, как о свершившемся факте.
Хотел бы лишь добавить, что мама Габи очень привязана к своему первенцу. Она всячески о нём заботится и, как настоящая еврейская мама, готова защищать своего детеныша всеми мыслимыми способами.
Роды у Тамар проходили очень тяжело. Мы внимательно наблюдали за гормональными изменениями в организме самки. Когда уровень гормонов начал стремительно падать, мы знали, что до момента рождения остаются считанные минуты. Ночь родов стала для всего персонала зоопарка самой долгой и изнурительной в их жизни. Только наутро весь персонал зоопарка, обессиленная слониха, ветеринары, ассистенты и я сам, наконец-то, смогли свободно вздохнуть.
Габи родился физически здоровым слоненком. Больше всего меня растрогал момент, когда наш дрессировщик слонов, по-отечески обнял роженицу и со слезами на глазах сказал:
\"Я сам - отец многодетной семьи. Но сегодня уже не знаю, при каком событии я волновался больше: при родах жены или при появлении на свет Габи...»
- Какие ветеринарные новшества использовались в ходе родов азиатского слона?
- Нами было использовано множество элементов современной ветеринарии. Однако наиболее весомым открытием стали результаты исследования специалистов иерусалимской больницы \"Хадасса\", позволившие нам определить наиболее оптимальную дату искусственного оплодотворения. Только благодаря использованию этой методики, нам удалось достигнуть максимального успеха на всех этапах беременности слонихи Тамар. В результате уже за несколько недель до начала искусственного оплодотворения мы уже точно знали, какого числа необходимо доставить сперму, и были готовы к любым неожиданностям.
- Вы считаете, что примененная методика может быть использована и при искусственном оплодотворении других видов животных?
- Безусловно! Но тут важно понять, что в этом случае нам предстоит вновь столкнуться с двумя проблемами: поиск подходящего типа спермы и, конечно же, финансовый фактор. Недавно, мы обратились в Евросоюз за предоставлением Иерусалимскому зоопарку субсидий. Однако пока положительного ответа так и не получили. Транспортировка спермы редких пород животных - технически сложный и дорогостоящий процесс, который, к тому же, далеко не всегда завершается успешно. Кстати, однажды это уже произошло в нашем зоопарке в случае с искусственным оплодотворением носорога.
В завершение добавлю, что успешное появление на свет слоненка Габи только укрепило нас в намерении и дальше заниматься подобными проектами. И особенно радует тот факт, что счастливое рождение азиатского слоненка хотя бы на короткий срок внесло принципиальное разнообразие в ленту мировых информационных сообщений о вечно воюющем и конфликтующем Государстве Израиль...
|